12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

Главная / Статьи / АУЖД на перегоне из прошлого в будущее
03.08.2017 07:48
  • 313
  • 5

АУЖД на перегоне из прошлого в будущее

На снимке Юрия Дунаева
машинист поезда Алапаевск – Санкино Владимир Голубев

Алапаевская узкоколейная железная дорога – сегодня это, наверное, единственное предприятие в Алапаевском районе, которое, преодолев лабиринты времени, сумело шагнуть, а точнее въехать, из XIX-го в XXI-й век, найти свою экономическую и социальную нишу в современной жизни.

«Первый состав по её рельсам прошел в июле 1898 года – он доставил древесный уголь от углевыжигающих печей в Мугае на Алапаевский металлургический завод. После революции, когда в металлургии вместо древесного угля стали использовать каменный, АУЖД вошло в состав объединения «Алапаевсклес» и стало связующим звеном между лесозаготовительными поселками Алапаевского района и Алапаевским деревообрабатывающим комбинатом. Это было время расцвета дороги – древесина заготовлялась в промышленных масштабах, протяженность дороги зашкаливала за 500, а временами дотягивалась и до 600 километров. И сегодня, когда дорога сжалась до 177 километров, она остается самой протяженной узкоколейной дорогой в России.»

О сегодняшнем дне ООО «АУЖД МО Алапаевское», о достижениях предприятия, его проблемах и перспективах на будущее в канун профессионального праздника – Дня железнодорожника – рассказывает его директор Олег Рудольфович Булатов.

– Современная история АУЖД начинается с того момента, когда в 1998 году прекратило свою деятельность объединение «Алапаевсклес». Но остались лесозаготовительные поселки, а в них люди со своими семьями, им нужно было как-то ездить в город, им нужно было возить пенсию, почту, продукты, оказывать медицинскую помощь. И в связи с этим было принято постановление МО «Алапаевский район», в соответствии с которым всё, что осталось от АУЖД, было передано в муниципальную собственность.
Период с 1998-го по 2010 год – самое тяжелое время в истории предприятия. Чтобы поддерживать дорогу в рабочем состоянии, я уже не говорю о развитии, нужно было вкладывать большие деньги. Дороге до 1998 года основную прибыль давал лес. Леса не стало,  социальные обязательства остались, а денег у муниципалитета не было.
Когда я в 2010-м году стал директором МУП «АУЖД МО Алапаевское», дорога находилась в плачевом состоянии: пути и инженерные сооружения не ремонтировали, шпалы сгнили, каждый день происходили сходы вагонов с рельсов, подвижной состав – 10 тепловозов из 14 – стояли в разобранном состоянии.
Первое, что было сделано, мы обратились с нашими проблемами к губернатору Свердловской области Александру Сергеевичу Мишарину, он отправил посмотреть, что такое АУЖД министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Владимира Андреевича Швинда – чтобы он непосредственно убедился в том, что есть социальная значимость предприятия, что в дорогу необходимо вкладывать деньги. И когда он, а он сам железнодорожник по образованию и много лет проработал на Свердловской железной дороге, когда он увидел, в каком состоянии находится путевое хозяйство, то просто руками развёл:
– А как вы вообще ездите?
И к нам после этого повернулись лицом, сказали – давайте расчеты и документы, будем помогать. Были очень оперативно приняты необходимые решения – уже через два месяца пришли 13 млн 200 тыс. рублей на приведение дороги в нормативное состояние. Была разработана программа восстановления дороги, её утвердили в администрации МО Алапаевское, довели до Министерства транспорта и связи и до Министерства финансов Свердловской области. И сегодня при формировании муниципального бюджета в него закладываются относительно нормальные деньги на работу и развитие АУЖД.
Что сделано за семь с лишним лет?
Сегодня у нас на ходу 15 тепловозов, из них шесть – ТУ-4, пять машин – ТУ-7. На областные деньги был приобретен модернизированный ТУ7М, сам ездил и заказывал его на Камбарский машиностроительный завод – это сегодня единственный завод, который выпускает тепловозы и вагоны для узкоколейных железных дорог. Мы заказали для него 238-й турбированный мотор Ярославского завода – это, можно сказать, вечный двигатель. И у нас на этом тепловозе стоит сделанная специально под него гидропередача. Одним словом, это единственный такой тепловоз в России.
Также на областные деньги мы на Камбарском машиностроительном заводе заказали два вагона. С ними тоже была проблема – сегодня завод производит вагоны только… для детских узкоколейных дорог. Вагоны пришли очень высокие, на паровозных тележках без гидродемпферов, а ширина колеи нашей узкоколейки всего 750 миллиметров, вагоны раскачиваются очень сильно, велика вероятность схода с рельс. Пришлось заводу устранять и дорабатывать все эти недостатки прямо у нас в депо.
Сейчас наш ТУ-7А и эти два вагона четыре раза в неделю ходят по маршруту Алапаевск-Санкино.
За эти семь лет на 80 процентов отремонтированы пути. Гнилая шпала заменена на новую, пропитанную, и мы сегодня довольно-таки уверенно ездим, особенно до Санкино. Ежегодно производится плановая замена 30 тысяч шпал.
Мы отремонтировали капитально 2 моста – на 28 км главного магистрального пути возле Верхней Синячихи через речку Синячиху и на 100 км в поселке Муратково через речку Кыртомку. Мосты сделаны по проектам, качественно, работы выполняло ЗАО «Мелиострой», руководитель Анатолий Николаевич Капитонов, лет сто эти мосты могут сейчас стоять.
В планах – отремонтировать ещё два моста: на 116 км через реку Туру и на 122 км – через речку Санкину.
В 2010-м мы также приобрели новую радиосвязь «Моторола», у нас оборудованы ею все тепловозы и станции, параллельно у нас есть корпоративная сотовая связь, мы заказали её у «Мотива».
В этом году мы полностью завершили ремонт кровли. В 2010 году, куда не приедешь, кровля бежала насквозь. Сегодня кровля заменена на станции и депо в Алапаевске, на станциях Красная-2 и Угольная, на станциях и в депо Ельничная и Санкино. А, значит, сейчас появилась возможность начинать выполнять внутренние работы.
В котельной в Алапаевске поставили новый газовый котел.
Основная деятельность АУДЖ сегодня – пассажирские перевозки. У нас четыре раза в неделю ходят поезда Алапаевск-Санкино и Синячиха-Строкинка, три раза в неделю – поезд Санкино-Калач, один раз в неделю – поезд Алапаевск-Синячиха. Расписание составлено так, чтобы было удобно людям – утром люди приезжают в Алапаевск, вечером возвращаются домой. Поезд Санкино–Калач обменивается пассажирами с поездом Алапаевск-Санкино – и люди не сидят не ждут, и поезд не простаивает.
Поезд Синячиха–Строкинка раньше ходил только до Угольной, сейчас он ходит и до Синячихи, кроме того, с этого года сделали остановку для него возле Алапаевской районной больницы.
Раз в неделю ходит вагон до Санкино, который доставляет продукты в магазины ИП Солдатовой в Ельничной, Муратково и Санкино, раз в неделю до Санкино ходит почтовый вагон. Пенсии в лесные поселки также развозят через нас – по заявкам.
Раз в неделю от Алапаевска до Синячихи ходит «туристический» поезд. И технически АУЖД готово хоть сегодня увеличить количество туристических маршрутов – были бы туристы. Наша задача – подготовить подвижной состав и маршрут для движения, а заполнить его туристами – это задача музейного объединения.
Кстати, 14 сентября в Екатеринбурге на свой форум соберутся «узкоколейничники» со всей страны, а 15 сентября они целый день проведут у нас на АУЖД. В связи с этим мы хотим привезти из Екатеринбурга вместе с машинистами настоящий немецкий паровоз, который там ходит по детской железной дороге. И, если у нас всё получится, он будет в течение недели с 7 до 15 сентября реально ходить у нас по маршруту от Алапаевска до Синячихи!
Возвращаясь к перспективам развития предприятия, хочу сказать, что мы сегодня готовы осуществлять грузоперевозки леса в объемах до 50 и выше тысяч кубометров в год. Но, к сожалению, лес у нас по АУЖД сегодня возят в очень ограниченных количествах. В свое время, когда лесозаготовители готовы были возить лес по АУЖД, дорога не была к этому готова, а сегодня дорога готова, но лесозаготовители за прошедшие годы обзавелись автотранспортом. Но, думаю, со временем у них все-таки появится необходимость перевозок по нашей дороге, мы работаем в этом направлении, и это направление развития для АУЖД в перспективе, возможно, станет приоритетным.
***
И в заключение хочу поблагодарить и поздравить трудовой коллектив Алапаевской узкоколейной железной дороги. Сегодня в ООО «АУЖД МО Алапаевское» работает 105 человек, из них 24 – ветераны отрасли, они отработали на АУЖД больше 15 лет, 35 человек отработали на АУЖД более 10 лет.
Я хочу поблагодарить машиниста поезда Алапаевск-Санкино Павла Борисовича Ауста. У него трудовой стаж 47 лет и 7 месяцев, и – единственная запись в трудовой книжке. Все эти годы он отдал АУЖД. Это уникальный человек, немногословный, но свою работу, дорогу, каждый стык на ней он знает так, что когда едешь с ним, ощущение, что едешь не на поезде, а на «иномарке». Очень мягко водит тепловоз.
Я хочу поблагодарить кондуктора пассажирского поезда Николая Михайловича Корчемкина, он 45 лет на дороге, машиниста поезда Владимира Геннадьевича Голубева, он отдал АУЖД 37 лет, поездного диспетчера Ольгу Васильевну Логинову, которая уже 27 лет на дороге, и у неё, как и у Ауста, тоже единственная запись в трудовой книжке.
Особо хочу поблагодарить машиниста-инструктора локомотивных бригад Виктора Вениаминовича Клещева и токаря Аркадия Валентиновича Паньшина, на плечах которых лежит весь ремонт подвижного состава.
Из молодежи хочу отметить главного инженера Елену Васильевну Основину и экономиста Юлию Алексеевну Чорба.
И от всей души хочу поздравить всех – и ветеранов, и действующих работников предприятия – с нашим профессиональным праздником – Днем железнодорожника. Желаю всем добра, благополучия в семьях и, самое главное, уважения и понимания друг друга. Об этих чувствах как-то подзабыли в наше время, а хочется вернуться к ним – к вежливости, к уважению, к взаимопониманию. И тогда, наверное, даже в наше нелегкое время жизнь станет легче.

Автор: Олег БЕЛОУСОВ Снимки Юрия Дунаева

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх