Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

09.06.2022 08:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 09.06.2022 г.

Увидеть «Алапаевский феномен» и стать его частью

Автор: Ольга СИМОНОВА. Снимки автора

На прошлой неделе группа алапаевских художников и сотрудников Алапаевского музейного комплекса выехала в Екатеринбург. Целью творческого вояжа стал знаменитый музей наивного искусства, где этой весной успешно проходит выставка «Алапаевский феномен».

Согласитесь, быть участником столь интереснейшего проекта, а среди нас реально был такой человек, и не увидеть его собственными глазами – большая несправедливость… Организационные сборы были долгими, но в тот день всё сложилось очень удачно.

Несмотря на то, что у Андрея Бобрихина, искусствоведа, куратора выставки, заведующего сектором наивного искусства, был законный выходной день, он всё равно пришел, чтобы встретиться и поговорить с алапаевскими коллегами. И разговор действительно был очень продуктивным.

Но до этого алапаевские гости познакомились с историей самого здания, а также с экспозициями, которые расположены в залах на первом и втором этажах старинного особняка. Осмотр привёл нас в совершеннейший восторг, возможно, еще и потому, что вела нас по залам старший научный сотрудник сектора наивного искусства Елена Тимошенко, которая рассказывала о каждом авторе с большим знанием дела и, я бы сказала, с влюблённостью в каждый живописный экспонат.

Представители такого течения, как наив, в большинстве своём не профессиональные художники, они любители, но со своим собственным видением мироустройства, со своей неповторимой манерой письма, порой восхитительной, порой вызывающей недоумение, но благодаря рассказу нашего экскурсовода ставшей намного ближе и понятнее. Мне же, человеку, воспринимающему художников как небожителей, всё очень понравилось. Но описывать работы я, пожалуй, не возьмусь. Могу только посоветовать приехать в Екатеринбург (ул. Розы Люксембург, 18) и посетить музей наивного искусства, чтобы насладиться необычным миром, например, художника Альберта Коровкина или Алексея Языкова, картины которого привели нас к творческому спору. А это говорит только о том, что данные произведения заинтересовали наших художников.

И вот, наконец, мы подошли к основной части нашей поездки, к тем залам, где выставлена экспозиция «Алапаевский феномен». Тут Елена передала нас в руки самого Бобрихина, давно и глубоко изучающего такое уникальное явление, как Алапаевск и его художественное сообщество. И в первую очередь он вновь подтвердил, что в Свердловской области больше нет такого другого художественного феномена, как Алапаевск.

А дальнейший просмотр экспозиции и просмотром-то не назовёшь. Да, радость все ощутили неподдельную. Знакомые имена Веры Городилиной, Павла Устюгова, Людмилы Трофимовой, Анны Трофимовой, Леонида Кейта, Алексея Голуба, знакомые сюжеты… По сути, это был заинтересованный разговор специалистов. Говорили о многом: о дальнейшей судьбе произведений алапаевских художников, об истории создания той или иной картины, о судьбах художников и т.д.…

Директора Алапаевского музейного комплекса Алексея Грачева в большей степени интересовала техническая сторона создания и оформления выставочного пространства, других сотрудников – восполнение, сохранение фонда и поиск новых работ. Разговор длился в атмосфере обоюдного интереса, да что греха таить – боли за состояние такого культурного слоя, как творческое наследие алапаевских художников, которых уже, увы, нет в живых.

Между тем очень приятно было наблюдать Фёдора Ершова, который шел мимо своих полотен, словно заново вглядываясь в собственные картины. И тут случилась совсем неожиданная, милая сцена. Посетители музея, дама и её молодые спутники, узнав в нём персонажа картины, разговорились с художником, а затем сделали снимки на память.

Наша интереснейшая и очень продуктивная встреча завершилась в холле музея. Мы долго не могли покинуть этот гостеприимный уголок старинного Екатеринбурга. Казалось, что еще осталось что-то недосказанное, неувиденное… Кто-то напоследок совершил покупку в музейной лавке, кто-то пытался запечатлеть то, что уже ускользало: настроение, доброжелательность, сказочность и фантастичность некоторых сюжетов… Да, бывают такие посетители, которые долго не уходят из музея, будто хотят унести с собой атмосферу. Это про нас. На память о встрече останется общая фотография и подарок Андрея Бобрихина алапаевскому музею ИЗО – репродукция картины Владимира Шишова «Портрет брата».

105