Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

20.05.2021 09:52 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 20.05.2021 г.

Какое поколение вырастет за партами?

Автор: Денис КЛЕЩЕВ. Снимки myt-info.ru, vk.com

Во всех российских школах с 1 сентября 2021 года появятся новые программы воспитания. За последние тридцать лет наше государство и система образования претерпели разительные перемены. Трагедия в Керчи (2018 год) и недавняя трагедия в Казани заставляют о многом задуматься. В конечном счете, от того, какое поколение вырастет за партами в школах, зависит, каким будет ближайшее будущее страны.

Воспитание личности – одна из сложнейших и важнейших задач, которую нельзя решить формальными методами. Нельзя просто принять новый закон, в котором будут перечислены необходимые положительные качества личности, и сразу получить на выходе из российских школ высоконравственного человека, гражданина и настоящего патриота своей страны.

За последние тридцать лет наше государство и система образования претерпели разительные перемены. Как бы нам ни пытались доказать, что «жить стало лучше», трагедии в Керчи (2018 год) и недавняя трагедия в Казани, когда выпускники учебных заведений хладнокровно совершают массовые убийства, заставляют о многом задуматься.

Помните, что написал в предсмертной записке 15-летний Денис М., который вместе со своей подругой устроил перестрелку в Пскове (2016 год): «Я вас любил, но вы сами не заметили того, как разрушили мою психику и жизнь. Прощайте все и друзья, и семья, и знакомые. Не волнуйтесь, уходить буду красиво. Удачи всем в своей жизни и пожалуйста, не бойтесь жить так, как хотите или считаете нужным. Жизнь в свое удовольствие – это наилучшая жизнь. Люблю вас».

Здесь все разложено по полочкам: люби себя – чихай на всех, уходи красиво... В общем-то это жизненная позиция практически всего поколения конца 1990-х – начала 2000-х. Шокирующие сенсационные случаи, о которых говорят в СМИ, – лишь верхушка айсберга, с которым столкнулось общество. Эта социальная болезнь опаснее любой пандемии.

Для борьбы с физическими вирусами можно за один год придумать вакцину, а как справиться с пандемией ментальной, которая грозит массовыми потрясениями, личными трагедиями, в конечном счете – разрушением внутренних скреп общества и даже основ государственного устройства? Вот в чем вопрос.

Сегодня уже невозможно скрыть того факта, что сознание целого поколения подростков и нынешних детей формируется в социальных сетях и в интернете. Примером для подражания у подрастающего поколения становятся стримеры, выставляющие себя на показ в «ютубе», выкладывающие хамские ролики, жесткое видео со сценами издевательств, унижений и насилия. Молодые умы буквально парализованы видеоиграми, имеющими порой откровенно криминальный сюжет, воздействие которых на физиологию мозга сопоставимо с употреблением «легких» наркотиков. Задержка ментального развития у детей и подростков – это теперь не отдельные случаи девиации, это уже практически массовое явление.

Изменение подходов к воспитанию

Ситуация на самом деле очень тревожная и опасная. Неудивительно, что на государственном уровне еще в 2020 году были внесены поправки в закон «Об образовании в РФ», практически возвращающие воспитательную функцию школам, колледжам и вузам. На составление программ воспитательной работы был отведен год. Так что с 1 сентября 2021 года в календарном плане работы образовательных учреждений официально появятся мероприятия, направленные на воспитание личности.

Это правильно! Единственное, что удивляет: почему государство озаботилось этой проблемой и вспомнило о воспитании только сейчас, почему для появления таких программ потребовалось даже вносить специальные изменения в Конституцию?

Министерством образования для школ страны был разработан своеобразный «конструктор» с примерами мероприятий, которые учителя могут использовать в своей практической работе.

27 апреля в Управлении образования прошло заседание городской методической комиссии заместителей директоров по воспитательной работе с участием руководителей школ города, на котором у педагогического сообщества города была возможность пообщаться с одним из разработчиков рекомендаций по воспитательной работе в школах доктором педагогических наук Александром Прутченковым, членом экспертной группы Федерального агентства по образованию по развитию ученического самоуправления.

В своем выступлении Александр Прутченков обратил внимание на то, что составление программы по воспитательной работе не должно проходить просто так, ради галочки в отчетах. В каждой школе существуют свои традиции, свои мероприятия, направленные на развитие и воспитание личности. По сути никто не отменял воспитательную работу в школах, но сейчас назрел такой момент, когда эту работу следует сделать более эффективной.

Для этого совершенно не нужно писать тома, перегруженные наукообразными терминами. Не нужно искусственно раздувать количество мероприятий, если от них нет реального воздействия на формирование личности. Если дети не вовлекаются в творческую работу, не проявляют внутреннего интереса к дополнительным занятиям, то никакой воспитательной функции такие мероприятия в себе не несут.

Об этом конечно же знает любой педагог, и Александр Прутченков в целом положительно отозвался о той работе, которая проводится в школах города Алапаевска. Вниманию участников была представлена Программа воспитания МАОУ СОШ №2 г. Алапаевска. Школа №2 уже завершила разработку данного документа. Это результат совместной деятельности педагогического коллектива, обучающихся и родителей.

При поддержке Управления образования, информационно-методического центра школа №2 заключила договор о сотрудничестве с Уральским государственным педагогическим университетом по разработке и апробации содержательных моделей организации образовательного процесса. Школе присвоен статус экспериментальной площадки УрГПУ по направлению «Реализация инновационной воспитывающей среды в образовательных организациях».

Профессор Прутченков отметил традиционно высокий уровень подготовки алапаевских учителей, о котором он не понаслышке знает еще со времен своей работы в Нижнем Тагиле. Но современные вызовы таковы, что без применения новых подходов, в том числе игровых и неформальных методик, достичь необходимого эффекта невозможно.

Каждый ученик на дополнительных занятиях, будь то туристический поход, выход на природу, посещение музея или иное школьное мероприятие, должен ощущать свое личное участие, ощущать, что это реальная деятельность, а не имитация процесса. К сожалению, кое-где до сих пор воспитание патриотизма носит чисто формальный характер. Чтобы воспитательная работа не превращалась в никому не нужную «обязаловку», детей и подростков необходимо морально мотивировать. Именно такой внутренней поддержки и участия не хватает современному подростку.

Задача учителей и родителей – не столько заставить что-либо выполнять, а показать новые возможности и навыки, которые может приобрести ребенок в школе. Как раз для этого педагогическое сообщество при составлении программ получает определенную свободу в выборе тех компетенций, которые можно развивать в школах. Вместе с тем на образовательные учреждения ложится большая ответственность за реальное претворение в жизнь тех программ, которые будут приняты в каждом отдельно взятом учреждении.

Подрастающее поколение наиболее всего подвержено социальным болезням. Лицемерие, корысть, зависть, злость, равнодушие – эти и другие социальные вирусы и пороки разрушают изнутри формирующуюся личность. От того, сумеют ли сегодня наши педагоги найти те слова, те примеры, которые будут врачевать детские души и сердца, зависит многое. В конечном счете, от того, какое поколение вырастет за партами в школах, зависит то, каким будет ближайшее будущее страны и что ожидает через 10-20 лет каждого из нас.

34