Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

24.12.2020 07:47 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 24.12.2020 г.

Камера! Мотор… Стоп. Снято!

Автор: С.НИКОНОВА. Снимки предоставлены А.Молчановым

Андрей Молчанов, режиссер киностудии «Витязь» Дома культуры села Коптелово рассказал на страницах "АГ" о своем творческом пути. На сегодня в портфолио Андрея длинный список документальных фильмов и репортажей. Андрей Молчанов: "Хочется снять полнометражный документальный фильм о стоянках и рисунках древних людей, живших на Урале, сделать фильм о дореволюционном времени, про Гражданскую войну... Результаты съёмок видишь на финале фильмов. Когда зритель после просмотра фильма аплодирует, ты понимаешь, что все сделал правильно".

Андрей Молчанов, режиссер киностудии «Витязь» Дома культуры села Коптелово, если не говорит вслух известные слова всех кинорежиссеров: «Камера! Мотор. Стоп. Снято!», то думает он об этом во время съемки фильмов уж точно. Сегодня у Андрея серьезный список документальных фильмов об исторических событиях прошлого и с местных мероприятий: «О селе Коптелово», «Софья и Никита Дунаевы», «Деревенский триатлон в Алапаевском районе», «Праздник валенка в селе Арамашево» и многие другие.

О творческом пути коптеловского кинооператора и режиссера – в нашем интервью.

-Почему начали снимать фильмы?

- Началось все со съёмок свадеб. Это очень интересный материал для кинорежиссера. Стараешься запечатлеть каждый момент влюблённых, их разговоры, взгляды, легкие прикосновения. Конечно же, на съемке присутствовала и постановка. Все как в кино. С молодоженами работаешь, как с актерами. Также и с детьми. Помимо свадеб я занимался съемкой утренников в детском саду, школьных балов выпускников и так далее. Это было еще в начале 2000-х годов, когда я открыл свою частную киностудию «Квазар».

– «Квазар»? Почему?

– Я в то время очень интересовался космосом. Квазары — одни из самых ярких объектов-явлений во Вселенной. Их относят к активным галактическим ядрам – это галактики, не укладывающиеся в традиционную классификацию. Квазары имеют громадную мощность излучения. Она может превышать мощность излучения всех звёзд целой галактики в сотни раз. В действительности они представляют собой особого рода галактики, ошибочно принятые первоначально за звезды. Почему так назвал? Может быть, я понял уже тогда, что кинематограф – это огромная бесконечная галактика со своими звездами и черными дырами. Путь к совершенству в нем бесконечен.

В «Квазаре» я начал приобретать оборудование для съемок, монтажа, озвучки и так далее. В 2014 году я пришел работать в Дом культуры села Коптелово режиссером в народную киностудию «Витязь», и пришел уже со своей аппаратурой. Думаю, можно сказать, что я серьезно начал заниматься съемкой фильмов с 2016 года. Сколько их? Я не считал. Если считать и короткометражные, то уже много.

– Есть мастера, у которых вы учились этому искусству?

– Нет, учителей таких не было, все приходилось постигать самому. Я прекрасно понимал что от меня требуется, сам для себя установил правила съёмки. Самое главное, чтобы была стабильная «картинка»: ни скачков, ни плаванья быть не должно. А этого трудно добиваться, работая с ручной камерой и без штатива. Поэтому, в первую очередь, я купил плечевой камкодер. Тогда камера снимает с плеча и очень облегчает задачу держать стабильно картинку.

– Есть профессионалы, на которых вы равняетесь или хотите быть похожи?

– Есть режиссеры, которых я уважаю, ценю их работы. Но равняться на них невозможно. Это личности со своим взглядом на постановку, каждый думает и видит по-разному. Можно, например, всю жизнь учиться у Андрея Тарковского, Леонида Гайдая…. Но похожим ты все равно не будешь. Я очень люблю исторические и документальные фильмы. Понимаю, что над созданием каждого фильма работают очень много специалистов, и здесь важна работа и видеооператоров, и мастеров по свету, и режиссеров по звуку, и постановщиков сцен, людей, которые занимаются монтажом. Это единая машина киноиндустрии!

– После съёмки идёт монтаж? Что труднее — монтаж, озвучка или съёмка?

– Сначала пишется сценарий для видеоролика или фильма. Это трудоёмкий процесс. Часто приходится много обращаться к историческим фактам или событиям. После написания сценария начинаются съёмки. Еще один этап — это запись голоса для озвучки. Он бывает долгим, так как с первых дублей что-то может не получиться. Дальше видеоматериал загружается в программу на «таймлайн», и начинается подбор аудиоконтента, тоже долгий и нудный процесс.

– Есть моменты в работе, о которых вы жалеете, и которые хотелось бы исправить?

– Конечно есть такие моменты, особенно когда оглядываешься назад, то многое уже видишь в другом формате: где-то не так бы снял, где-то некачественно записан звук. У каждого есть своя самооценка. Я к себе отношусь очень критично. Просматривая каждый свой ролик либо фильм, сделанный ранее, всегда говорю себе: «Можно было и получше сделать!»

– На рок-фестивале ваш сын был звукорежиссёром. Он пошел по вашим стопам?

– Сына Артема я привлёк сначала в детский вокально-инструментальный ансамбль, когда я работал в Коптеловском ДК руководителем ВИА в конце 90-х годов и решил создать ВИА из маленьких пацанов. Оказалось, что у Артема отличный музыкальный слух. В 20 лет его пригласили работать в Коптеловский ДК звукооператором, и он отлично с этим справляется. В прошлом году тяжелым и очень ответственным испытанием стал для него Рок-фестиваль. 25 рок-групп! И каждой требовались свои настройки, на таких мероприятиях используются цифровые микшерские пульты, а Артем, как звукооператор, «вытянул звук» на аналоговом пульте. Это высокий уровень! Музыканты все были довольны его работой.

– О чем мечтаете снять фильм?

– Хочется снять полнометражный документальный фильм о стоянках и рисунках древних людей, живших на Урале. Хотелось бы снять и дореволюционное время, про гражданскую войну. Тем более, что мне уже знакомы многие исторические факты.

– А если бы вам предложили снять художественный фильм?

– Конечно, есть мечта снять художественный фильм и даже сыграть какую-нибудь роль, поработать на съемочной площадке. Но хотелось бы не повториться и взять такую тему, которую еще никто не затрагивал, не писал и не снимал о ней фильмов.

– Какие результаты для вас наиболее дороги?

– Результаты съёмок видишь на финале фильмов. Когда зритель после просмотра фильма аплодирует, ты понимаешь, что все сделал правильно, что тебя услышали. Это самое дорогое – признание зрителей.

– У вас есть любимые фильмы?

– Сейчас технологии в киноиндустрии позволяют творить и снимать на съёмочной площадке немыслимые кадры! В фильмах используются спецэффекты, не отличающиеся от реальности. Такие фильмы хочется смотреть. Мои любимые – это «Пёрл Харбор» и «Титанник».

– Ваш жизненный принцип, который помогает в трудную минуту?

– Все будет хорошо. А любимое высказывание – «Кино – это запечатленная вечность».

26