Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

17.01.2019 08:01 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 17.01.2019 г.

А на Святки, а на Святки по домам поют колядки!

Автор: Ольга СИМОНОВА. Снимки предоставлены Лилией Загумённых и Мариной Махнёвой

Музей села Деево и Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества им. И.Д.Самойлова традиционно проводят в Святочные дни вечерние посиделки и экскурсии, на которых знакомят посетителей с народными традициями и обрядами, связанными с этим самым загадочным временем от Рождества Христова до Крещенья. 

Настали Святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необрозима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо…

А.С. Пушкин

Период от Рождества Христова до Крещенья – самый заманчивый и загадочный. Старый год провожали со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым. Кто не провожает старого и не встречает Нового года с особой радостью? Иному прошлый год был несчастлив, но и тот его провожает в надежде найти в новом году счастья для себя. Другой радовался и наслаждался всеми земными благами и встречает Новый год с трепетным волнением: таков ли он будет для него и теперь? Все чувства заняты тревожными гаданиями... Ряженые, игры, гадания, песни — нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские.

Канун Нового года в России в старину назывался Васильев вечер. Особенно Васильев вечер был важен для русских девиц. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются, и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудется.

Традиционно Васильевские посиделки проходят в уральском селе Деево Алапаевского района, где до сих пор чтят песенные и танцевальные народные традиции, а праздники отмечают по старинному народному календарю. И в этом году 13 января в сельском музее народных промыслов и ремёсел вновь было весело и шумно. Погулять, поиграть, погадать пришли представители трёх поколений деевцев. И вновь здесь зазвучали красивые проголосные песни, заиграла, зазвенела переливчатыми мелодиями русская гармонь в руках здешнего гармониста Владимира Деева. Шуточкам-прибауточкам, поговоркам да частушкам не было конца. Ну, и конечно, колядки. Без их светлых пожеланий и рождественских радостей праздник был бы не полным. А еще праздник будет неполным без гаданий. Самые распространённые – на полене и на валенке. С их проведением и толкованием результата справятся даже самые маленькие.

С особым, я бы сказала, научным подходом относятся к встрече гостей на Святочные дни в Нижнесинячихинском музее деревянного зодчества и народной культуры им. И.Д. Самойлова. Сотрудник музея М.И. Махнёва, прежде чем включить тот или иной обряд, тщательно изучает все источники, по крупицам собирает описание праздников, ритуалов и игр, проводимых на нашей территории в старину. Видимо, благодаря такому трепетному подходу к обрядовым истокам, экскурсии с ее участием и других сотрудников музея получаются такими незабываемыми.

В этом году на программу музея «Настали Святки, запевай колядки!» в период зимних каникул и на выходные приезжали многочисленные группы детей и взрослых из Екатеринбурга и Ирбита. Марина Ивановна рассказывает, что программа экскурсии получилась объёмная, длительная, но очень разнообразная и насыщенная. Начиналось всё действо в усадьбе 18 века, где еще сонную хозяйку тормошила ватага колядовщиков-христославщиков с козой: в своих песнопениях они славили Христа, а с хозяйки требовали: «Для козы требуем горшок овса, а поверх колбаса да сало». В ответ на угощение ряженые обсыпали избу пшеничным зерном («сеем-сеем, посеваем, много счастья вам желаем»). Именно с этого обрядового зерна крестьянин и начинал весенний сев.

У другой хозяйки ряженые устраивали потеху с медведем, который танцевал «Барыню». Коль дом богатый, то в ответ выносился полный мешок гостинцев. А если в доме была невеста, то хозяева не скупились – отдавали колядовщикам целую ногу окорока. Чтобы такой мешок носить за собой, выбирали специального человека – мехоноску.

На постоялом дворе другой обряд. Там у хозяйки выкупалась горница для гуляния. В качестве оплаты – две монеты. Одна – за свечи, другая – за молчание. Современные дети, (а особенно подростки) с большим интересом включались в процесс народного праздника, вслушивались в каждое слово ведущей о значении того или иного обряда. Зачем, например, колядовщики в тряпьё рядились, одевались в черта, горбунца? Что такое страшные вечерки и почему на шуликунах (такое произношение слова «чиликун», которое употреблялось только на нашей территории)белые одежды и берестяные маски?

Не обошлось и без гаданий, в процесс которых особенно активно включались молодые люди. Узнать, какой будет жених, было интересно каждой девушке на выданье. Самый любимый и распространённый вид – подблюдное гадание. И весело, и заманчиво. А еще гадают на растопленном воске, на зеркалах и даже с помощью петуха. В Нижней Синячихе на роль живого петуха выбирали самого маленького участника группы. Ребёнка наряжали в костюм петушка и давали задание – выбрать тот или иной предмет: кольцо – быть скорой свадьбе, монета – жених богатый, зерно – жених будет щеголь, а коль петушок подошел к воде – будет жених никудышный и пьяница.

В заключение программы святочных гуляний публика разделялась на две части: одна каталась на лошадке, другая проводила обряд похорон покойника. А в чем суть такой игры? Об этом пусть каждый подумает на досуге. Как говорится, сказка ложь да в ней намёк…

20