Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

14.09.2023 08:00 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 14.09.2023 г.

Вагнеровцы на обочине новой войны

Автор: Наталья ЧЕРНЫШОВА. Снимки автора и с сайта dzen.ru

Бесстрашные штурмовики ЧВК «Вагнер»… Те, кого не раз обжигало леденящим дыханием смерти. Те, кто, пройдя через все круги ада, смог воскреснуть из огненной преисподней. Спецназ, артиллерия, штурмовые отряды – за две недели им удалось освободить Соледар. В первых рядах пройдя бахмутскую кровавую мясорубку, приведшую к колоссальным человеческим жертвам, они взяли Артемовск. Отважный оркестр «музыкантов», про которых в 2022 году был снят полнометражный двухчасовой фильм. «Лучшие в аду» и герои, они сегодня оказались на обочине новой войны, попав в жернова закостенелого бюрократизма, бьющего, словно контрольным выстрелом, на поражение… Последний штурм «музыкантов», который, увы, для большинства будет проигран…

Политический замес

Впервые о конфликте между Пригожиным и Минобороны заговорили еще в январе этого года, когда создатель ЧВК «Вагнер» в своих коротких видеообращениях открыто заявлял о дефиците вооружения, горячо критикуя военное руководство РФ. Тогда же основателем «музыкантов» выдвигались и требования, и ультиматумы. Все мы помним и про июньский мятеж, когда двадцать пять тысяч вагнеровцев, заблокировав центр Ростова, вооруженной колонной двинулись на Москву. В итоге конфликт, который был больше похож на постановочную инсценировку (мнение автора), был локализован, а новым союзником Е.Пригожина стал президент Беларуси А.Лукашенко с белорусско-польской границей и созданием новых центров для пополнения боевых рядов ЧВК! Политическая стратегия, тактика?… В итоге про взятие «музыкантами» Соледара и Бахмута в обществе уже особо не вспоминают, как и о разработке закона о легализации ЧВК, про который неоднократно писали в социальных сетях и интернет-пабликах: «В России бойцов ЧВК приравняли к ветеранам боевых действий», «Госдума приняла закон, наделяющий бойцов ЧВК статусом ветеранов...» Слова, которые в реальности оказались лишь фикцией. Данный проект Правительство не утвердило, посчитав, что он противоречит конституции РФ. А 23 августа по всем федеральным телеканалам стремительно разнеслась новость об авиакатастрофе и о гибели в ней главного скандального «музыканта» – Пригожина, после чего региональные центры частной военной компании закрыли, а про многотысячную армию из людей, заключивших контракт с ЧВК «Вагнер», забыли. Так сотни, тысячи искалеченных пулями и осколками мин штурмовиков-«музыкантов» остались за бортом… Имея награды, доставшиеся кровью, здоровьем, а кому ценой жизни, теперь они даже не числятся ветеранами военной спецоперации, а их семьи лишены мер соцподдержки. На СВО они были одними из первых, это за их спинами были передовые отряды, а в обществе сегодня о вагнеровцах говорят полушепотом… Реалии современного мира, которые оказались пострашнее войны.

Противостояние

В середине августа с тяжелым ранением в ногу в Алапаевск вернулся доброволец из ЧВК «Вагнер». Почти пять месяцев он выполнял боевые задачи, штурмуя по минным полям населенные пункты, ему повезло выжить в беспощадной бахмутской мясорубке, о которой даже сложно говорить вслух...

– Самыми страшными были удары смертоносного HIMARS, – вспоминает Матвей (имя изменено). От залпового огня реактивной системы с лица земли за секунды стирались целые населенные пункты. Маневренность, дальность стрельбы и приспособленность к любым условиям погоды делают ракетную установку неуязвимой. От одного только снаряда количество «груза 200» доходило до сотни… Возрастало и число тех, кто пропал без вести.

При взятии Артемовска Матвей получил сквозное пулевое ранение в бедро. В Луганской больнице врачи дважды ему делали переливание крови. Изначально борьба шла за жизнь. Затем его транспортировали в больницу Москвы, в которой он провел пять долгих месяцев. Последствия ранения – раздробленная кость, остеомиелит и контузия периферических нервов нижней конечности. Бесконечные операции, реанимации и боль, которая со временем для него стала привычной. Благодаря усилиям столичных врачей ногу Матвею спасли, собрав ее по частицам, словно конструктор.

– Это стоило невероятных усилий, – с благодарностью говорит доброволец. Но впереди предстоит еще череда операций.

Сейчас ему необходима длительная реабилитация и лечение периферических нервов, так как ступня ноги почти полностью парализована. Каждое передвижение Матвею стоит огромных усилий. Госпиталь не положен, поскольку он воевал не по линии Мин-

обороны. Сложности возникают и с медицинскими препаратами, которые просто так, без рецепта в аптеке не купишь. Но есть главное но, которое больше всего вводит в ступор, поражая рассудок и вызывая недоумение…

Пройдя тяжелый боевой путь, за проявленные отвагу, самоотверженность и безупречное служение Отечеству Матвей получил благодарность от главы Луганской Народной Республики и шесть заслуженных боевых наград, одной из которых является государственная медаль Российской Федерации «За отвагу». Именно эту медаль ему вписали в военный билет, вот только удостоверение ветерана боевых действий он получить так и не может. Для решения вопроса его, обивающего с больной ногой пороги ведомств и кабинетов, отправляют в центр Вагнера в столицу Урала, уже который месяц закрытый. По горячей линии не дозвониться, по указанным номерам – тоже. Понимая всю сложившуюся ситуацию, в ответ все разводят руками. Да, воевал. Да, получил тяжелое боевое ранение. Да, шесть медалей… И память, от которой становится страшно каждый раз, когда он закрывает глаза. Но по факту это всего лишь слова, которые не подтвердить, не имея на руках определенного документа. Парадокс? Вот только когда такие, как он, служили Отечеству и отстаивали свободу братских республик на территории ДНР, ЛНР, там особо не разбирались, кто мобилизованный, а кто доброволец из ЧВК «Вагнер»… Для всех там стоит одна задача – победить! Ценой собственной жизни или здоровья – это, как говорится, Всевышний решит.

В Управлении социальной политики все же вселили надежду, заявив, что в течение месяца-двух на законодательном уровне добровольцы частных военных компаний, включая ЧВК «Вагнер», будут приравнены к ветеранам боевых действий. Но какой будет итог и когда – неизвестно. Время покажет. Настрой еще позитивный. А сколько таких искалеченных вагнеровцев пришли и в ближайшее время придут? Кто-то уже отчаянно махнул рукой, не в силах тягаться с бездушной системой закоренелого бюрократизма. Кто-то заливает свою боль, обиды и страшную память, с горечью признавая, что он проиграл. Их не сломала война и скрежет пуль, зато сломала система.

«Военные юристы», или обычный развод

В поисках истины Матвей, как и многие другие вернувшиеся с СВО бойцы-«музыканты», не дозвонившись до центров «Вагнер», попытался найти хоть какую-нибудь подсказку-зацепку, каких в интернете всплывает достаточно, но по факту большинство из них созданы для выкачки денег. Наглядный пример – областной центр юридической помощи, который находится в столице Урала на улице Большакова. С трудом поднявшись на третий этаж и полчаса рассказывая о своей ситуации, Матвей понял, что специалист центра, позиционировавший себя «военным юристом», даже не знает, кто служит в ЧВК «Вагнер» – добровольцы или бойцы. Затем этот «специалист» неуверенно посоветовал вновь обратиться в местный военкомат, в котором Матвею уже объяснили, что в выдаче удостоверений ветерана боевых действий единого образца сотрудникам частных военных организаций они не принимают участия. Далее «военный юрист» стал показывать, как нужно составлять заявление: что такое шапка и описательная часть, намекая при этом на свою помощь, за отдельную плату, конечно… В итоге впустую были потрачены и время, и нервы, а кто-то при этом тратит и деньги, поскольку, если есть спрос, значит, будет и предложение, как вот этот обычный развод, где раны пытаются залечить ложью, продавая остатки совести ради наживы. Вот такая «поддержка» в кавычках. Хочется верить, что правительство примет закон, который ждут тысячи, десятки тысяч таких, как Матвей. Деление на наших и не наших здесь неуместно. Не надо делать ошибок, которые не сможет поправить даже история… Афганский синдром уже был. Теперь…

268