Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

13.02.2020 07:51 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 12.02.2020 г.

Кто и как губит малые города

Автор: Д. КЛЕЩЁВ, С. ДОРЕНКО. Снимок с сайта maxpark.com

Сегодня все чаще можно услышать фразу «мертвый город». Страшные слова… но как еще можно назвать город, в котором были «убиты» градообразующие предприятия? Вот об этом и хотелось бы поговорить. Ведь такой диагноз «клинической смерти» можно ставить очень многим малым городам современной России! Как довели малые города до такого состояния? Какие меры необходимо срочно предпринять, чтобы исправить положение?

Если раньше говорили про вымирающие деревни, то теперь – и это уже ни для кого не секрет – очередь дошла до малых городов. Речь идет не только о городе Алапаевске, а о малых городах в принципе! Они оказались не нужны на карте России еще с 1990-х годов, когда власть в стране захватила группа всем известных «реформаторов».

Суть либеральной политики тех лет можно коротко и емко выразить словами премьера Е.Гайдара: «Кризис лечит. А кто не лечится, тот погибает».

Стратегический план «реформаторов» состоял в том, чтобы сконцентрировать капитал и человеческие ресурсы в нескольких крупных городах-миллионниках, которые должны были по задумке стать «точками экономического роста».

Но на деле концентрация капитала в мегаполисах привела к тому, что вкладывать эти самые капиталы в развитие реальной экономики и промышленности никто не стал, да и не собирался. Активы, собранные в малых городах, переводились на счета компаний в крупных городах, а оттуда переводились на счета в зарубежные банки и офшоры.

Вот такой возник финансово-экономический «спрут», охвативший своими щупальцами все города со времен пресловутой «приватизации». В России сложилась устойчивая схема паразитирования на малых городах. Владельцы различных компаний и холдингов банкротят предприятия-конкуренты, выгребают из них активы, оформляют кредиты, полученные средства кладут себе в карман, а потом снова банкротят...

Надо сказать, что государство на первых порах не только не мешало организаторам таких схем, но даже никак не препятствовало оттоку капиталов за рубеж. Видимо, всерьез полагая, что такая либеральная политика привлечет еще большие иностранные инвестиции.

Все же помнят, как реформатор А.Чубайс вводил народ в заблуждение про ваучеры и многомиллиардные супер-инвестиции, которые вот-вот должны влиться в российскую экономику и обеспечить опережающее развитие страны.

Вместо того, чтобы использовать для развития собственные ресурсы, правительство и бизнес-сообщество десятилетиями ожидали притока иностранного капитала и технологий.

И вот, дождались!.. Вместо инвестиций Запад ввел финансово-экономические санкции против России по всем направлениям. Никакого равноправного экономического партнерства в мире «глобальной экономики» не наблюдается. За Россией закрепили ярлык «страны-агрессора», и еще много чего произошло за последнее время...

Конечно, с некоторых пор государство стало вносить в систему некоторые изменения, чтобы предотвратить отток капитала, обеспечить макроэкономическую стабильность, провести дедолларизацию экономики. Но не изменилось самое главное – сознание части государственных чиновников и финансовых воротил, привыкших «убивать» малые города и вести пассивное паразитическое существование в больших городах.

Прежде всего должно появиться осознание своих интересов в самих малых городах, которые коренным образом не совпадают с курсом, намеченным либеральной «элитой». В настоящее время ни одна политическая партия не занимается целенаправленной защитой интересов малых городов. Во всяком случае, мне не известна партия, которая бы ставила перед собой данную задачу и решала ее. До сих пор принимаются законы, направленные на уничтожение остатков промышленного и интеллектуального потенциала в российской глубинке.

Малые города должны теснее контактировать между собой, выявляя пути решения общих для нас проблем, необходимо объединение всех здравомыслящих сил, которые будут проталкивать интересы глубинной России «на самый верх». Необходимо понять, что Россия никогда не поднимется с колен, пока мы не поднимем с колен Россию малых городов и сел.

Сергей Доренко: О деградации инженерной культуры

Есть в России такие знаковые точки смерти, которые сразу всё ставят на места. Сто лет назад про Россию можно было бы сказать, что она страна инженерной культуры. Тогда, в первой половине XX века, в России были свои очаги посередь дремучей, в общем, страны: Питер, Москва, Урал... и всё. Остальные лопухом ... подтирали и даже не понимали, как теперь стало понятно, что это за страна была такая.

Говорю, что не понимали значения собственной цивилизации, потому что ломают как-то уж очень со смаком. Ломают наследники инженеров? Что-то не верю. Дети и внуки лакеев и их доверенные – ухватистые прощелыги, бузинесы, типа.

Иллюстрирую сказанное. Алапаевск. Урал. Россия. XXI век. Алапаевский станкостроительный завод... По мнению бывших рабочих завода, вся вина за его уничтожение лежит на команде профессиональных банкротчиков из ОАО «Межрегиональная сетевая компания Урала». Но без согласия чиновников они не смогли бы уничтожить завод.

Завод был создан в 1942 году на базе частично эвакуированных цехов «Ленинградского завода револьверных станков и станков-автоматов». Ещё раз: «на базе эвакуированных цехов»... За ними стоит боль и трагедия первых месяцев Великой войны, когда в условиях немецких танковых прорывов советскому правительству приходилось судорожно решать: что прятать вглубь страны, а что оставить врагу.

Вывезти все ценное не было никакой возможности, и поэтому вывозили только то, без чего страна и армия не могли продолжать войну. В результате брошены немцам бесценные сокровища Екатерининского дворца, навсегда потеряна Янтарная комната, уничтожены картины и скульптуры Павловска и Гатчины.

Но ценой жертв, ценой жизней ленинградские станки и документация вывезены на Урал. Алапаевские бабушки успокаивали зимой 1942 года питерских детей, которым посчастливилось выехать в эвакуацию вместе со взрослыми: «Тут надёжно, тут Урал».

Завод заработал… и честно работал следующие 70 лет. Производил уникальные станки с числовым программным управлением, поставлял оборудование в десятки стран мира.

Была перспектива освоения производства новых видов станков, сравнимых по качеству с европейскими или японскими. Завод пережил даже «лихие 90-е», сохранив уникальные технологии, рабочих и станочный парк.

Все изменилось совсем недавно – в, казалось бы, благополучные 2013-2015 годы! На Алапаевском станкостроительном заводе была введена процедура банкротства. Причина возникновения задолженности, к сожалению, типична – завод своими котельными исправно отапливал полгорода. И так же исправно коммунальные предприятия Алапаевска регулярно банкротились, забирая средства горожан и оставляя долги перед поставщиками тепла и других коммунальных ресурсов. В итоге сформировался долг размером в 9 млн. рублей – именно эта, казалось бы, небольшая сумма стала решающей...

Страна потеряла последний завод, способный производить современные станки с ЧПУ, теперь на этом рынке монопольно господствуют наши китайские «партнеры». И все это по причине долга в 9 миллионов рублей!

Неужели наследие предшествовавшей нам цивилизации должно быть уничтожено и будет уничтожено. Нация деградирующих бандерлогов не должна встретить на своём пути ничего непонятного. Непонятное – значит советское! Советское – значит должно быть разрушено! Неужели нация инженеров и космонавтов должна стать нацией, обслуживающей чужие интересы своих «хозяев», которые довели промышленность вот до такого состояния?

(Публикуется с сокращениями в редакционной версии, оригинальный текст статьи Сергея Доренко 2016 года «О деградации России» и снимок размещены на сайте maxpark.com)

199