Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

21.08.2014 09:10 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 21.08.2014 г.

Его души открытые мотивы

Автор: О. БЕЛОУСОВ, снимок Ю. Дунаева

В нашем муниципальном образовании очень много интересных, увлеченных, творческих, неугомонных, активных людей. И мы с этого номера начинаем новый проект газеты под рубрикой "Герой нашего времени". И первым героем проекта стал Сергей Дмитриевич Стяжкин. Многие знают его как творческую личность, как человека с активной гражданской позицией. А мы начали рассказ о нем с его детства, с чего все начиналось... И в следующем номере продолжим разговор об этой персоне.

Его можно увидеть в самых разных, в самых несовпадающих и отдаленных друг от друга ситуациях и обстоятельствах.
В рабочей спецовке и шапке из газеты — в болтающейся на стене школы искусств между небом и землей строительной люльке. В костюме и при галстуке на заседаниях городской думы. В "гусарском" мундире, с мерно поднимающимся и опускающимся жезлом в руке во главе детского духового оркестра на балконе городского Дворца культуры. И в саду, в теплице, среди ниспадающих гроздьями сверху вниз помидоров…
И единственное, что стягивает, скрепляет все эти моменты и мгновения в одно нерасторжимое целое под названием "жизнь" — это он сам, Сергей Дмитриевич СТЯЖКИН.
Заслуженный работник культуры, директор Алапаевской детской школы искусств им. П.И. Чайковского, создатель и руководитель школьного детского духового оркестра, депутат городской думы. А главное, наверное, человек, который привык обо всем думать и всё делать сам — своей головой и своими руками. Отсюда, может, и всё остальное.

Две жилки

Они были в нем всегда, с детства, сколько себя помнит — жилки эти. Первая — сделать что-то самому, своими руками. Вторая — быть в ответе за тех, кто рядом. Сам он называет их так: первую — конструкторской, вторую — педагогической.
А родился в 1953-м. 25 сентября. В Тавде. Нормальная семья: отец — рабочий, мама — медицинская сестра. Он — старший сын, а значит, с него и спрос и за хозяйство, и за младших братьев.
Хозяйство же большое: чтобы не голодать, держали много живности — коровы, кролики, гуси. А потому работы не чурался — научился и косить, и доить. С тех пор убежден, что физическая работа — хорошая работа. На воздухе руки работают, а голова отдыхает…
В доме у Стяжкиных было четыре велосипеда, а покупали только один. Откуда остальные три? Собрали из ненужных, из выброшенных в металлолом — конструкторская жилка!
Ещё пару раз подергаем за эту жилку, чтобы получилась полная картина маслом.
Один раз — за время, когда Стяжкин начал работать в Алапаевске в музыкальной школе. Она тогда была в бывшем доме управляющих Алапаевским горным округом. Том самом, который сейчас Дом-музей Чайковского.
Перегородки между классами тонкие, а музыканты — народ шумный. Особенно духовики. Узнал, что есть подвал — большой, но запущенный. Но ведь можно привести в порядок — и будет свое помещение для репетиций. Сказано — сделано. Привезли доски, администрация школы обеспечила, обколотил стены, вверх на потолок — ячейки из-под яиц для звукоизоляции. Была проблема — и не стало.
В другой раз — за те дни, когда он вел оркестр во Дворце металлургов. Там в одной из подсобок нашел треснувший кларнет. В подсобке жарища стояла, а кларнет инструмент деликатный, не свою температуру не выносит. А потому рассохся и треснул. И трещина была — в полсантиметра на просвет. Но кларнет-то непростой — английской фирмы "Besson".
- Я его принес домой, положил, чтобы он полежал на воздухе, а потом отреставрировал: просверлил отверстия, не входя "в тело", сделал шпильки из гвоздей и "зашил" ими трещину…
Много лет спустя его сын Роман будет играть на этом кларнете на Всероссийском конкурсе солистов "Уральские фанфары" в Магнитогорске. И выиграет Гран-при.
Вторая жилка — педагогическая — звенит сквозь годы, например, вот этим:
- В 1970-х я, как говорится, света белого не видел: уходил на работу — было ещё темно, возвращался — было уже темно. После музыкальной школы занимался с духовым оркестром в клубе станкозавода. Каждый день после работы, с восьми вечера, иначе нельзя, иначе не получится ничего. Наработаешься днем, тащишься домой с портфелем, а возле подъезда ребята, как скворцы, сидят.
Не секрет ведь, что на духовых инструментах шли играть дети не лучшие, хулиганистые.
Мне тогда директор школы №12 Нина Ивановна Панкратова сказала однажды:
- Сергей Дмитриевич! У вас Чащин по нотам играет? Чащин — и по нотам?! Как вы его смогли научить?!
А он, Чащин, может быть, впервые в жизни почувствовал, что он умеет что-то, чего другие не умеют, что он — не хуже всех, не последний человек. Что в оркестре он — нужен, и все остальные ребята — нужны, что они на виду у всех, а на демонстрации впереди, во главе колонны!
Оркестр объединяет, воспитывает. Но только тогда, когда есть руководитель, педагог, который может увидеть цель, заинтересовать, зажечь, показать, как эту цель достичь. Не сразу. Не на следующий день. А шаг за шагом. Работая терпеливо и упорно.

Оркестр!

В Алапаевск Стяжкин приехал в 1974-м. За плечами была школа-восьмилетка в Тавде и отделение духовых инструментов в Тюменском музыкальном училище по классу кларнета. За плечами была служба в армии.
Приехал молодой, женатый и счастливый — женился ещё до армии, на 4-м курсе училища. На Любе Велиган. На Любови Игнатьевне Стяжкиной. Потому и оказался в Алапаевске — здесь жили родители жены.
Приехал полон планов и надежд. Пошел устраиваться на работу в музыкальную школу.
- И тут директор Кельдюшев мне: на работу принять не могу, на духовом отделении нагрузки мало, приму, потом не смогу уволить, учеников не наберете, а если и наберете, то они всё равно разбегутся, а я буду вынужден нагружать вас общим фортепиано. Вам это надо?
На этом и расстались. Мы уехали в отпуск, а когда в конце августа вернулись, то вместо Кельдюшева директором музыкальной школы назначили уже Веру Петровну Доронину. Она была молодая, ничего не боялась и хотела изменений, перемен к лучшему.
Так 26 августа меня приняли на работу в музыкальную школу. Ученик тогда на духовом отделении был один-единственный — Валера Шестаков.
Взял инструменты и пошел с ними по школам, в классы. И везде слышал в ответ:
- Фу! Похороны!
Ну и ещё считалось, что духовые инструменты вредны для здоровья. Приходилось объяснять, что не вредно, а наоборот, полезно для здоровья, легкие развиваются, начинают лучше работать. Рассказывал, объяснял, пытался увлечь.
В общем, прошел по школам — набрал учеников. Первого сентября у меня их было в классе четырнадцать, а к концу сентября разбежались. Снова пошел по школам, снова набрал. Одним словом, из самого первого набора у меня школу закончили только двое — Александр Перевалов и Сергей Фомин.
Дети есть дети, им должно быть интересно. Значит, должен быть оркестр.
Оркестр состоялся год спустя — в 1975-м.
- Мне тогда очень помогла учительница начальных классов школы №1 Раиса Васильевна Новикова. Она привела всех своих малышей в музыкальную школу — они должны играть в оркестре! И если уроки совпадали, то отпускала на наши уроки — здесь, в школе, говорила, вы догоните, наверстаете, а там пропускать нельзя.
Вскоре оркестр стал известен, начал играть на школьных мероприятиях — на первое сентября, на Новый год…
А потом состоялся и конкурсный дебют. Он получился запоминающимся.
- Мы решили тогда начистить инструменты, чтобы сияли. Гой-пастой с бензином. Вся школа бензином пропахла. И весь зал — когда мы там свои инструменты достали и заиграли!
Вот так все начиналось.
…С тех пор прошла четверть века плюс ещё пятнадцать лет. Сегодня духовое отделение в Алапаевской школе искусств им. П.И. Чайковского — ведущее отделение, а детский духовой оркестр Сергея Стяжкина стал гордостью и визитной карточкой Алапаевска. Его приглашают выступать на самых престижных концертных площадках Урала. Он лауреат и дипломант самых престижных конкурсов — областных и всероссийских.
Десятки выпускников Сергея Дмитриевича Стяжкина закончили музыкальные училища, многие консерваторию.
Он помнит каждого из них. Знает, как сложилась их дальнейшая судьба.
- Наши выпускники всегда востребованы, потому что мы даем им хорошее образование. Евгений Соловей, закончил Российскую академию музыки им. Гнесиных, сейчас в Москве, в оркестре под управлением Павла Когана, концертмейстер группы кларнетов. Александр Шадрин, сейчас студент академии Гнесиных. Евгений Косяков — солист Отдельного военного показательного оркестра Минобороны России. Светлана Дорикова, закончила консерваторию, зав. отделом духовых инструментов в нашей школе. Виталий Данилов, в этом году поступил в консерваторию, тоже преподаватель нашей школы. Игорь Чечулин, сегодня директор школы искусств в Верхней Синячихе…
Закончили духовое отделение детской школы искусств и дети Сергея Дмитриевича — Егор Стяжкин сейчас играет в духовом оркестре в Сургуте, Дарья Стяжкина закончила консерваторию. Роман Стяжкин дважды становился обладателем Гран-при Всероссийского конкурса "Уральские фанфары", закончил консерваторию, сегодня первый кларнет молодежного симфонического оркестра Екатеринбургской филармонии.
А в оркестр Алапаевской детской школы приходят другие мальчишки и девчонки, которые становятся тут юношами и девушками, становятся музыкантами.
Сегодня с ними работает Любовь Игнатьевна Стяжкина — Сергея Дмитриевича в 2008-м назначили директором школы.
Но он остался художественным руководителем оркестра. И вообще — всегда с оркестром.
Вот и только что, 16 августа, детский духовой оркестр Алапаевской школы искусств принял участие в Международном фестивале духовых оркестров, который прошел в День города в Екатеринбурге. Выступили и показали дефиле в Екатеринбургском цирке и на Плотинке. И вернулись, как всегда, с дипломом, потому что по-другому просто не бывает.

Вместо РS

У него все получилось, потому что он считал и считает, что все дети изначально невероятно талантливы, и задача педагога, его задача — увидеть в них этот талант и помочь раскрыть его.
Что он и делал, и делает — каждый день и каждый час.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

661