Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

09.02.2023 07:52 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 09.02.2023 г.

Наш земляк - полярный авиатор

Автор: Денис КЛЕЩЕВ. Снимки из книги Сергея Трикачева

Судьба каждого летчика-авиатора по-своему уникальна. География мест, где им доводится выполнять задания, способна впечатлить кого угодно. С какими только ситуациями они не сталкиваются! Сегодня, в День авиатора, мы расскажем о нашем земляке, полярном авиаторе Сергее Трикачеве, который недавно выпустил сборник рассказов, посвященный этой непростой, но очень востребованной профессии. И далеко не случайно наш герой в числе других лучших авиаторов страны был приглашен на торжественный приём в честь праздника в Государственный Кремлевский дворец!

А началось все здесь, в Алапаевске, и не где-нибудь, а в Доме пионеров (сейчас Дом-музей П.И.Чайковского), где располагалась музыкальная школа, которую посещал Сергей. Но вот как-то раз он заглянул в соседний кружок авиамоделистов – и почти сразу принял решение связать свою жизнь с небом! Затем были первые опыты по конструированию ракет, тренировки вестибулярного аппарата на качелях-лодочках в Саду металлургов и на перекладине в спортивной школе, секция планеристов и парашютистов ДОСААФ.

1960-е годы – особое время, время первых полетов человека в космос, когда все мальчишки увлекались романтикой авиации. Но, чтобы стать пилотом, одного желания недостаточно, для этого нужна высокая техническая подготовка, физическая выносливость, решительный характер. В Алапаевске тогда выросло целое поколение выпускников школ, которые стали курсантами летных училищ: Виталий Журба, Вячеслав Ершов, Славамир Солдатов, Олег Самков, Александр Санников, Владимир Татаринов, Михаил Харлов, Виктор Костромин, Сергей Смагин, Андрей Масликов, Евгений Жулимов, Юрий Каракулов, Владимир Ваганов, Олег Мелентьев, Сергей Токарев, Александр Дегтярев, Виктор Жевтневый (пилот), Юрий Миронов (пилот вертолета), Юрий Бурба (радиоспециалист).

Сегодня многие алапаевские авиаторы живут в разных уголках страны – куда только не забросила их судьба! – но по сей день они поддерживают дружеские отношения. В соцсети «Одноклассники» ими была создана группа «Авиаторы Алапаевска», где собраны фотографии всех авиаторов, начиная с самого первого алапаевского летчика-фронтовика Ивана Говырина.

Самый длинный перелет в жизни

После зачисления в 1972 году в Выборгское авиационное училище у Сергея началась другая жизнь: четкий распорядок, утренние пробежки, парады на плацу с родной пятой ротой. Да, летное училище для всех курсантов навсегда останется родным домом!

По окончании училища Сергей Васильевич был направлен на Север, на Мыс Каменский, где он работал сначала техником, потом техником-бригадиром авиабазы, прошел курсы переподготовки – и новая квалификация: бортмеханик вертолета Ми-8. Налетал Сергей Васильевич в полярном небе 7200 часов, из них 500 – ночью. За безупречную службу награжден знаком «За безаварийный налет часов». Бортмеханик первого класса!

Но разве можно описать все вкратце, когда перед тобой целая эпоха? Тут и полеты над полярным Ямалом, перелеты до Диксона, внештатные ситуации, когда нужно было срочно вылетать к месту происшествия для установления причин аварии, тут и посещение оленеводов, когда в район Тамбея пригонялось до пяти тысяч оленей. Много раз бывал Сергей Васильевич с зоотехниками в гостях у ненцев, в своей книге он рассказывает о традициях коренных народов Севера, как люди приспосабливаются к жизни при температурах за –50, что ценят больше всего на бескрайних просторах тундры. Всякое, конечно, бывало в летной жизни: ночевки на буровых, пережидание непогоды в жилых вагончиках с двухъярусными «палатями», ночевки на полярных станциях по нескольку дней.

А ведь это еще время увлечения творчеством Владимира Высоцкого, знакомства с рок-н-роллом, когда по Советскому Союзу гуляла «Венера» «Shoking Blue», перепевы песен «Beatles» челябинской группы «Ариэль». Помните бабинные магнитофоны, весь этот ажиотаж вокруг грампластинок? Все это было!

Был в жизни Сергея Васильевича и самый длинный перелет, когда в ноябре 1982 года ему и штурману Сергею Панькину поручили перегнать борт из Кременчуга на Мыс Каменский. Это был почти непрерывный маршрут: Мыс Каменский – Тюмень – Свердловск – Алапаевск – Киев – Кировград – Кременчуг – Харьков – Воронеж – Тамбов – Горький – Москва – Сыктывкар – Свердловск! И это накануне свадьбы, которую молодожены Трикачевы справили в Алапаевске, а затем вылетели в Ригу... Таким образом, Сергей прибыл на Мыс Каменский только 23 февраля – перелет длился около четырех месяцев!

Каждая страница книги «Записки полярного авиатора» наполнена подробностями, которые переносят читателя через пространство и время, позволяя взглянуть на такой знакомый и родной Алапаевск под необычным ракурсом – с высоты птичьего полета и многих лет жизни, проведенных в небе за штурвалом. Сергей Трикачев выражает благодарность Олегу Белоусову за помощь в работе над книгой. Несомненно, этот сборник рассказов заинтересует всех алапаевцев и краеведов. Ознакомиться с книгой можно уже сейчас в городской библиотеке, а в марте в библиотеке пройдет презентация книги с участием автора. Следите за новостями!

184