Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

28.04.2022 08:35 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 28.04.2022 г.

Спасать жизнь можно по-разному

Автор: Подготовила Татьяна ХАБИБУЛОВА. Снимки из архива АССМП и «Алапаевской газеты»

Накануне профессионального праздника – Дня работников скорой помощи – Алексей Брысов рассказал о некоторых моментах работы службы, которые не афишируются, но которые являются естественной составляющей работы тех, кто выбрал профессию оказывать скорую и неотложную помощь нуждающимся.

Алексей Брысов:

– У нас специфика работы такая – жизнь спасать. Больше половины вызовов за смену – вызовы по угрожающим жизни состояниям. И когда задают вопрос по нестандартным ситуациям в работе, по количеству спасенных жизней, можно просто описать один день, и этого будет достаточно.

Человек может и не знать, что ему жизнь спасли. Порой остановка кровотечения, снятие боли – уже спасение жизни. Во время дорожно-транспортного происшествия болевой шок, кровотечение, человек находится без сознания, не может самостоятельно дышать, и ему приходится вставлять в гортань трубку, чтобы воздух проникал в легкие. А анафилактический шок? То же самое. Это и есть угрожающие жизни состояния. Это и есть спасение жизни человека.

Первый случай запомнился на всю жизнь

Фельдшер скорой помощи Антон Жолобов вспоминает один из первых вызовов, когда он в 2008 году только начал работу.

Он знал, что едет на железнодорожную станцию, что пострадал мужчина. Но вот о подробностях, да еще таких жестоких, узнал на месте.

Составитель вагонов получил удар по голове, упал и попал под колеса поезда. В результате были отрезаны обе конечности. Вот что тут делать? Вспоминать все алгоритмы действий, теорию, полученную в училище, было некогда. Надо было действовать без секунды промедления.

Мужчина находился под вагоном, помощь приходилось оказывать прямо на путях, хотя это шло вразрез с сохранением собственной безопасности. Да, было непросто, ситуация осложнялась еще и паникой железнодорожников из-за несчастного случая. Наложили жгуты, обезболили, обеспечили венозный доступ (чтобы продолжить кровоток по венам) и при помощи трех путейцев вытащили пострадавшего из-под вагона и срочно госпитализировали.

Помощь была оказана, ноги, к сожалению, спасти не удалось, зато жизнь человека была сохранена. И, как впоследствии отзывалась напарник-стажист Антона, работа была выполнена блестяще.

Вовремя принять решение

Бывают вызовы, когда фельдшер обязан принять единственное правильное решение за считанные секунды. Например, о дефибрилляции.

После дефибрилляции возможны два варианта развития событий: восстановление сердечного ритма либо регистрация на электрокардиограмме прямой изоэлектрической линии. И провести дефибрилляцию может не каждый. К счастью, все бригады АССМП специально обучены, машины оборудованы и есть возможность провести восстановление ритма сердца. Но тут важно фельдшеру вовремя сориентироваться и принять решение, взять на себя ответственность за это решение.

Так, например, во время дежурства Николая Воеводина поступил вызов, казалось бы, с рядовой для скорой помощи ситуацией: боли в области сердца. Во время осмотра был диагностирован острый коронарный синдром (состояние между инфарктом и стенокардией), проведена тромболизисная терапия, во время которой иногда может произойти аритмия вплоть до остановки сердца. И вот такая ситуация произошла на вызове бригады Николая.

Момент, и Николай включил дефибриллятор, пара секунд – набрал ток в «утюги», мгновение – произвел дефибрилляцию. Нет времени на раздумья, обсуждение и долгое принятие решения. Остановка сердца, отключение всех систем организма, практически смерть... Счет на секунды. Еще мгновение – и женщина-пациент пришла в себя, открыла глаза и, испугавшись, что с ней происходит, кто эти люди вокруг, закричала...

Сейчас фельдшеры улыбаются, вспоминая, как успокаивали женщину и как она пришла в себя и вспомнила, что да, ей было плохо, что да, вызывала скорую... Но она не помнила, что происходило потом. Зато надолго запомнила своих спасителей.

В практике фельдшера Ивана Чечулина тоже был случай, когда пришлось использовать дефибриллятор. Как рассказывает Иван, они постоянно обучаются и отрабатывают на ТСУ, как использовать дефибриллятор, но в практике это был единственный случай за 10 лет работы в скорой. Поступил вызов от молодого мужчины, жаловавшегося на дискомфорт в области сердца. Иван вместе с напарником Василием Красноперовым сделали кардиограмму, согласно которой особых отклонений и показаний к проведению тромболизиса не было. Но буквально за несколько минут больной резко почувствовал себя хуже, потерял сознание, начались судороги, медиками была диагностирована клиническая смерть. Естественно, раздумывать было некогда. Моментально включили дефибриллятор и провели электроимпульсную терапию. Сердечный ритм был восстановлен. Медлить с реанимацией пациента тоже было некогда. Приехали в больницу, и у мужчины снова наступила клиническая смерть. Тут уж за дело взялись кардиологи, которые впоследствии отметили оперативность и правильность действий работников скорой, спасших жизнь человеку.

В службе Алапаевской скорой медицинской помощи нет надежды ни на кого, кроме как на себя. Наши фельдшеры все универсалы. Это в больших городах существуют отдельные бригады кардиологов, общей практики, педиатрии. В Алапаевске – универсалы! Приезжают на вызов и выкладываются максимально.

Подключаем интуицию

Однажды на пульт диспетчерской службы во время разгара новой коронавирусной инфекции, когда все машины были на выездах, поступил вызов: травма ноги. Вроде бы все понятно. Выезжай и действуй. В принципе, так и поступили – отправили свободную бригаду.

Но! Сразу, начиная с работы оперативно-диспетчерского отдела, проводится анализ: вызов поступил с предприятия, мало входящей информации. Принимается решение перезвонить для уточнения деталей. То, что открылось после разговора, кого-то, может, и испугает, но не старшего смены Андрея Махотина.

Взрыв на предприятии! И Андреем срочно вызываются другие экстренные службы, снимаются машины скорой помощи с других адресов. Одной бригаде на таком вызове не справиться.

И действительно: несколько пострадавших, жертвы, пожар, паника.

Да, можно было действовать согласно инструкции: поступил вызов – отреагировали. Травма ноги – одной бригады достаточно. А можно было, что, собственно, и произошло, довериться интуиции, опыту и охватить все возможные способы помощи. Главный фактор в таких ситуациях – время. Его можно протянуть и сделать минимум, а можно правильно среагировать и оказать необходимую помощь.

Не было кровавого месива, но человек живой. Результат!

Каждый случай уникален. И каждый фельдшер уникален. Порой происходит то, что не вписывается в протоколы.

Вызов на адрес: женщина 50 лет, острая головная боль. Приехавший на вызов фельдшер Алексей Брысов не просто обезболивает пациента. В ходе медицинских манипуляций узнает, что случилось с женщиной, как часто у нее такие боли, что вообще с ней происходит.

Оказывается, женщина просто отчаялась от бесконечного хождения по больницам, обследованиям, от лекарств, которые помогают ненадолго. Женщина устала от непонимания близких, переставших верить, что ей вдруг становится плохо. А ей действительно плохо, она падает, запинается, ее качает, у нее сильное головокружение, а иногда и просто всю разрывает от боли. Она уже устала так жить. И даже нашла самостоятельный выход, приняла решение – если не помогут, то в тумбочке лежит огромный запас таблеток, которые покончат со всеми страданиями навсегда.

И вот встреча с новым врачом. Доверительная беседа, подробности. Фельдшер принимает решение проверить работу сердца. Аритмия! Принимаются новые меры поддержки, обговаривается дальнейший ход действий больной. Результат? Женщина жива, прошла новые обследования, приняла соответствующее лечение и сейчас с огромной благодарностью вспоминает ту встречу и того фельдшера с добрым лицом.

«На этом вызове не было кровавого месива, – говорит Алексей Брысов, – но есть крутой результат – человек живой!»

Ранение в сердце. Выжил!

Бывают случаи, когда не только фельдшеры спасают жизнь человека. Олег Берник не просто водитель со стажем, не просто главный механик службы, он еще и свидетель, и участник многих спасательных операций.

Однажды ему довелось привезти фельдшера на вызов к пациенту с ножевым ранением в сердце. Пострадавший истекал кровью, слабел, синел на глазах, просто умирал. Да, фельдшер принял правильное решение, но справиться один не мог, так как надо было ставить не одну систему, а сразу четыре. Оперативность, взаимопонимание, отсутствие страха, милосердие, слаженность действий фельдшера и водителя помогли спасти молодого человека. Надо ли что-то еще комментировать?

В зоне риска

Так получается, что специалисты скорой помощи практически всегда попадают в зону риска. Они чаще всего первыми приезжают на экстренные вызовы и начинают действовать.

ДТП, человека зажало в машине, как оказать помощь? Конечно, надо освободить пострадавшего. А тут возможен и взрыв, и пожар, и движение на дороге, и порой неадекватность самого пострадавшего.

Пожар, люди в панике, кто-то пострадал, кто-то в горящем здании. Бывают случаи, когда именно фельдшерам приходится первыми действовать на происшествии, идти, что называется, в разведку. И тут не приходится ждать специалистов других служб, тут надо спасать!

Вызовы к людям в алкогольном или наркотическом опьянении. Риск? Еще какой! Как говорят сами специалисты службы скорой помощи, хорошо, что большая часть работающих – мужчины. И мужчины крепкие, молодые, их на таких вызовах не испугаешь.

А вообще, работа в скорой – сплошной риск. Не знаешь, как начнется смена, чем закончится, сколько будет вызовов, какие придется принимать решения, каким образом и чьи спасать жизни. Одним словом – специфика!

199