Справедливое наказание или сведение чьих-то счетов?
В этом году в Алапаевске был вынесен приговор по резонансному делу: 66-летнему ветерану войны в Афганистане Фирату Ардиеву было назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима. По версии обвинения, осужденный совершил развратные действия по отношению к 10-летней девочке. Однако представители защиты Ардиева считают, что его оговорили соседи, с которыми пенсионер конфликтовал на протяжении нескольких лет.
Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил представить доклад об обстоятельствах, которые легли в основу этого дела, прогремевшего на всю Свердловскую область. Причем обстоятельства действительно непростые!
С одной стороны, дети в современном обществе все чаще подвергаются растлению через интернет, сексуальным домогательствам, насилию (совсем недавно стало известно, что в одной из спецшкол Екатеринбурга детей насиловали «по понятиям», и делалось это с ведома 70-летнего «учителя»). Так что перед правоохранительными органами стоит задача сделать все возможное, чтобы защитить детей!
С другой стороны, известны случаи оговоров, когда слова, произнесенные детьми в суде, используются для того, чтобы засадить неугодного в тюрьму или свести личные счеты. Именно таким случаям была посвящена одна из телепередач на ОТВ «Все говорят об этом: когда ребенок врет» от 25 февраля 2023 года, на которой адвокат Сергей Колосовский рассказал, что по этой категории дел сложился уже своеобразный тренд: «Показания детей по действующему законодательству практически не проверяются и принимаются следствием на безусловную веру»... Поэтому учащаются не только реальные домогательства, но и ложные обвинения в делах по растлению несовершеннолетних.
В качестве примеров приводились случаи из практики, когда показания детей становились основанием для обвинительных приговоров или даже для кровавых разборок. Самый известный случай произошел в Верхней Пышме, где была учинена жестокая расправа с убийством бывшего полицейского, обвиненного в педофилии (позже дети, заявившие о домогательствах на сексуальной почве, сознались, что их обвинения были «шуткой»). Дело Фирата Ардиева из Алапаевска также упоминалось в передаче как один из примеров, когда шансов доказать невиновность практически не было.
Почему? Да потому, что по действующему законодательству проще доказать домогательства к несовершеннолетнему (даже если их не было!), чем доказать, что подсудимый стал жертвой оговора. Чтобы доказать клевету с целью оговора, нужен свидетель. А что делать, если свидетелем является ребенок, который не обязан свидетельствовать против своих родителей? В этом случае дело заходит в тупик...
Возникает вопрос: как узнать, что же произошло на самом деле? Единственное, что не вызывает сомнений, так это то, что взаимная неприязнь у соседей и Фирата Ардиева существовала не первый год. Значит, мотив «избавиться» от соседа путем оговора все-таки мог существовать.
По словам Фирата Ардиева, в тот злополучный день 24 апреля 2022 года он сделал замечание одному из знакомых своих соседей, увидев, как он садится за руль с бутылкой пива. После этого группа из пяти человек, включая родителей 10-летней девочки, догнали и избили Фирата. Затем приехала полиция, которая забрала Фирата по заявлению со стороны соседей, из которого следовало, что он, Фират Ардиев, обвиняется в избиении 10-летнего ребенка...
Пенсионера на несколько дней задержали в полиции. За это время показания против него изменились: теперь Фирата обвиняли уже не в избиении ребенка, а в том, что он якобы остановил девочку, положив ей на плечо руку, и продемонстрировал свой половой орган (по ходу следствия показания постоянно видоизменялись).
Несмотря на то, что заявление о групповом избиении Фирата тоже поступило в полицию, рассматривать это заявление тогда не стали... Хотя во время суда и следствия факт избиения мог показать, насколько острым был конфликт между соседями в день, когда Фират, по словам обвинения, избил или совратил ребенка. Адвокат Виктор Бочкарев считает, что еще одной причиной оговора могло стать «неудобство», вызванное тем, что Фират не просто так подозревал соседей в незаконном бизнесе: фигуранты дела нигде не работают, дома шикарная обстановка (даже статуэтки на окнах – видно с улицы), во вдоре голубятня (видно с улицы). Сам Фират причиной оговора называет тот факт, что соседи «сработали наперед», чтобы избежать ответственности за нападение на него.
Однако все ходатайства со стороны защиты были отклонены.
По подобным делам чрезвычайно сложно доказать, что произошла ошибка. В обычном деле любые сомнения и процессуальные нарушения трактовались бы в пользу подсудимого, но в делах о растлении закон предписывает вставать на сторону ребенка.
Тем не менее, многие алапаевцы, следившие за ходом этого процесса, надеются на то, что дело Ардиева будет пересмотрено с учетом всех ходатайств со стороны защиты. В Свердловский областной суд через адвоката осужденного была направлена петиция местного отделения «Боевого братства», собравшая 386 подписей жителей, уверенных в том, что в этом деле пока рано ставить точку и у Фирата Ардиева должно быть право на презумпцию невиновности и возможность защитить честь гражданина и ветерана боевых действий в Афганистане.