Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

14.07.2022 07:44 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 14.07.2022 г.

Спасо-Преображенская церковь Тагильской слободы

Автор: Владимир КИСЛЫХ, краевед п. Махнёво

Много в наших краях заброшенных, превратившихся в руины церквей. Некоторые из них имели уникальные для Урала архитектурные особенности, некоторые связаны с именами святых и праведников. Об одной из таких разрушенных церквей наш сегодняшний рассказ. Обширный пустырь напротив сельского кладбища в Махнево давно уже стал привычным пейзажем для жителей посёлка и окрестных деревень. Немногие из них сегодня помнят о том, что на этом месте возвышался православный храм во имя Преображения Господня, и именно сюда в начале XVII века праведный Симеон Верхотурский ходил молиться из села Меркушино.

История основания этого храма уходит корнями в далекий XVII век, когда начался активный процесс колонизации Урала и Сибири. Событиям тех времен, связанным с историей Тагильской слободы и Спасо-Преображенской церкви, уделили немало внимания историки рубежа XIX – XX веков И. Токмаков, А. Дмитриев, И. Кривощеков, Забелин и другие. Тем не менее, автор этих строк берёт на себя смелость вновь вернуться к этому вопросу.

Поводом для написания этой статьи послужила встреча с земляком А.Д. Богдановым, бывшим первым секретарём Магаданского обкома КПСС, приехавшим в сентябре 2004 года из Москвы в посёлок Махнево навестить своих родственников. При посещении краеведческого музея местной школы гость рассказал, что в его семейном архиве хранится старинная рукопись «Выписки из летописи храма Тагильской слободы». По возвращении в Москву А.Д. Богданов выслал в Махнево ксерокопию рукописи. Этот документ представляет собой свиток, исписанный каллиграфическим почерком. Из его содержания становится ясно, что к нам в руки попала не вся летопись Спасо-Преображенской церкви, а только ее большая часть.

Вот ее дословное содержание: «Тагильская слобода, находящаяся в Алапаевском благочинии, отстоит от губернского города Перми на 590 вёрст, а от уездного города Верхотурья на 75 вёрст. Издревле Тагильская слобода находится в казённом владении и расположена на правом берегу реки Тагил, впадающей в реку Туру. Хотя Тагильская слобода и находится на возвышенном берегу реки Тагил, но окружающая местность, особенно вниз по течению реки Тагил, болотистая на 10 и даже на 100 вёрст, почему и климат здешней местности нездоровый как для человека, так и для скота. Способствуют еще развитию болезней в здешнем краю и скверные ветры, пронизывающие живое существо во все четыре времени года. Круглый год в Тагильском приходе существуют различные эпидемические болезни, горячки, лихорадки, воспаление легких, различные горловые болезни и многие другие».

До имеющегося настоящего времени храма в Тагильской слободе был храм, по преданию, деревянный, построенный в начале XVII столетия во имя святого преподобного Михаила Малеина, в честь и память тезоименитства Царя и Великого князя Михаила Фёдоровича Романова (12 июля). На том месте, где был храм, сохранились большие металлические кресты, которые существуют и до сего времени.

Построившие храм во имя святого преподобного Михаила Малеина в честь ангела Царя и Великого князя Михаила Федоровича – духовенство: «поп Иванище, дьячок Терешка, да пономарь Антипка» – подали просьбу в 1629 году блаженная памяти, в Бозе почившему Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу о пожаловании им земли на украшение храма, созданного ими в честь Его, Государева ангела – преподобного Михаила Малеина, в которой они просят покос из его царских «Государевых займищ, против церкви, за рекой Тагилом пустого луга и дубравы».

В 1629 году Царем и Великим князем Михаилом Федоровичем местному духовенству дана была писцовая грамота на длинном свитке, в котором, между прочим, сказано: «Церковную Преображенскую землю, пашню паханную и сенные покосы, и всякие угодья по прежним дачам и по старым межам, как на преть сего дано урочища писаны и от порожней земли отмежевать и на межах всякие межевые признаки учинить, чтобы у попа Ивана, да у дьячка Терешки, да у пономаря Антипки впредь в их церковных землях с окольным лесом спору не было, и дать книгу в предотвращение всяких споров» (Этот длинный свиток – писцовая грамота – отослан вследствие указов Пермской Духовной Консистории от 3 ноября 1883 года за № 11 в означенную Консисторию при заявлении от 24 февраля 1884 года за № 26).

Существующий ныне храм в Тагильской слободе, построенный в 1880 году усердием прихожан, стоит на возвышенном каменистом берегу реки Тагил, вне селения. Этот храм каменный, двухэтажный. В нижнем этаже устроен храм во имя преподобного Михаила Малеина, а в верхнем – храм Преображения Господня.

На колокольне этого храма, также каменной одноярусной и соединённой с церковью, в числе семи колоколов есть замечательный колокол, четвертый, по своей древности весь позеленевший, с польской или латинской надписью, формы продолговатой. Вылит он в 1618 году, на одной стороне его изображён крест выпуклыми точками, а на другой выпуклое изображение человека в одежде католического священника со сложенными к груди руками.

Надпись вокруг колокола: LAYDATEDEYMINCIMBA. LISBINESONANTIB. 9618. (Перевод: «Хвалите Бога в кимвалах доброгласных)».

К сожалению, на этом рукопись обрывается. Вероятнее всего, в заключительной ее части давалось описание церковного иконостаса, в частности особо почитаемой верующими иконы Тихвинской Божьей Матери и иконы Спасителя, украшенных драгоценными камнями. Сегодня с большей степенью вероятности можно предположить, что автором вышеприводимого документа был один из приходских священников, а время составления рукописи относится к концу XIX века.

Храм Тагильской слободы постигла та же участь, что и тысячи других церквей России. Внушительное каменное здание, выстроенное в XIX веке стараниями прихожан, в середине XX-го столетия было до основания разрушено их потомками. Примечательно, что в 1940-х годах местные власти распорядились взорвать пустующий храм для того, чтобы в последующем разобрать его на кирпичи для кладки печей в посёлке Махнево.

Однако из этой затеи ничего не вышло, так как строители храма трудились на совесть. После нескольких мощных взрывов кирпичные стены превратились в крошку. Старинные колокола увезли на переплавку. Ценные храмовые иконы воинствующие атеисты выбросили на свалку. Лишь малую часть святых образов удалось спасти местным жителям. И по сей день остается тайной существование подземной галереи, которая вела из церкви к реке Тагил.

История Спасо-Преображенской церкви не закончена. В августе 2004 года в п. Махнёво приехал иеромонах Георгий с послушниками, возглавивший приход во имя святой великомученицы Варвары. 2 ноября 2004 года отец Георгий и прихожане установили на месте разрушенной Спасо-Преображенской церкви поклонный крест. А с 2012 года по сегодняшний день активно реализуется на территории Махнёвского муниципального образования проект паломнического маршрута из Екатеринбурга в Махнёво и Меркушино, получивший название «Симеонова тропа».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

43