Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

01.12.2022 08:05 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 01.12.2022 г.

Эксклюзивное интервью: наши герои Отечества

Автор: Наталья Чернышова. Снимок Юрия Калугина

Одному из ребят 29, второму – чуть за 30. У каждого своя семья, дети, родные... Но только сейчас каждый из них как никогда смог осознать важность и значимость истинных семейных ценностей. Несколько месяцев, проведенных в зоне спецоперации, в их сознании перевернули всю жизнь. В один день оба они были призваны алапаевским военкоматом, а спустя пару месяцев они почти вместе вернулись! Живыми! Один по ранению, а второй по статусу многодетного отца.

У рядового Алексея Берстенева трое малолетних детей. Старшему, Саше, исполнилось десять, а двум дочкам – пять и два годика. Супруга Алена в декрете. Алексей является не только многодетным отцом, но и единственным кормильцем семьи. В 2012 году он отслужил в мотострелковых войсках в Северной Осетии. Его срочная служба проходила как раз в период переформирования, когда Северо-Кавказский военный округ стал Южным, войдя в состав Российской Федерации. И вот, спустя 10 лет, в середине апреля Алексей получил три повестки в Алапаевский военкомат, где ему предложили участвовать в военной спецоперации по контракту. Он отказался, а еще через пять месяцев Алексея призвали по Указу о частичной мобилизации.

– Повестку получил около восьми часов вечера, – говорит Алексей, – а на утро нужно было уже быть в строю. Дома не было ни теплых вещей, пригодных для полевых условий, ни рюкзака, ни спальника…

На подмогу пришел приятель-сосед Денис Старцев, который и снабдил Алексея демисезонным костюмом «Горка» и всеми необходимыми принадлежностями. Супруга не верила. Плакала.

Страх неизвестности разъедал душу и Алексею, который, сжав волю в кулак, волнение и тревогу умело скрывал за маской мужской решительности. Больше всего сердце щемило за жену и детей, а еще — за кредиты, которые тяжким бременем могли лечь на семью. В 2018 году у молодой семьи Берстеневых дотла сгорел дом, и Алексею пришлось оформить кредит, чтобы заново построить новое семейное гнездышко. Построил. Почти. Дело осталось за малым.

С целым ворохом неутешительных мыслей 27 сентября Алексей прибыл на призывной пункт алапаевского военкомата, где и познакомился с Русланом Билаловым. Почти все время ребятам удавалось держаться вместе. Приехали в 32 военный городок г. Екатеринбурга. В этот же вечер Алексея и Руслана вместе с бойцами, мобилизованными из других населенных пунктов, доставили в аэропорт, затем чартерным рейсом отправили в Ростов-на-Дону. Часы перелета, тусклые огни оцепленного аэропорта и снова дорога на учебный полигон в Воронежскую область. Из 160 земляков-уральцев на полигон прибыло два десятка. Остальные были распределены в другие учебные центры. Из Алапаевска были только Алексей и Руслан. Ребята заселились в палаточные казармы с буржуйками и электричеством, организованно получили оружие, бронежилеты, каски и спальники. Учения на полигоне начались почти сразу. Проводились занятия по медицине, тактические, инженерно-саперные, по огневой стрельбе, связи, знакомились с беспилотными летающими аппаратами. Перебоев с питанием не было. Кроме положенных сухпайков, три раза в день ребят кормили в палаточной столовой.

– Кормили отлично, – комментирует Алексей, – давали паштет, масло, сыр, один раз в солдатском меню у нас были и пельмени!

Подразделение каждый день пополнялось, привезли добровольцев из Омска. 13 октября поступил новый приказ. На военных машинах ребят увезли на границу ЛНР и ДНР. Ехали долго, часов пять или шесть. Усталость и бездорожье валили с ног. Алексея и Руслана в тот день распределили в разные войсковые отряды и на разные территории. Они больше не виделись, но изредка обменивались друг с другом короткими весточками. У каждого из них была своя боевая задача. Отделение Алексея из пяти человек жило в лесу, охраняя военную технику и передвижной узел связи. Каждые три дня, для безопасности, ребята меняли место локации. И снова — оцепляли территорию, устанавливали растяжки. Последним местоположением Алексея была территория Сватово.

– С продовольствием был порядок, – говорит рядовой Берстенев – дополнительно нам выдали «Горки», обувь, котелки и посуду, прямо в лес доставляли гуманитарную помощь и теплые вещи. От бригады зависит многое, у нас было все очень организованно. Повезло и с командирским составом. 46-летний командир отделения был опытным добровольцем, который участвовал в спецоперации с июля, а командиру взвода было всего 28. Между нами было полное взаимопонимание и взаимовыручка. Иногда удавалось выходить на связь с близкими. К ополченцам в деревни ходили мыться — там к нашим русским привыкли, а ВСУ ненавидели, рассказывая про их бесчинство, разгромы и мародерство.

И вот 17 ноября за Алексеем прислали машину со словами: «Ты едешь домой!» Одновременно с радостью у рядового подступил к горлу ком. Вещи Алексей оставил товарищам, которые по-братски его проводили, дав важные напутствия по документам, да и в целом по жизни.

– Жена молодец! – улыбается Алексей. – Руки не опустила! А дети, – голос его смягчился, – прямо на глазах подросли. Младшенькая в сентябре еще даже не могла говорить, а сегодня произносит целые фразы.

– Находясь здесь, ты по-настоящему начинаешь ценить мир, покой, свою семью и близких, — говорит Алексей, который теперь верит в настоящую мужскую дружбу и дорожит боевым братством. Там, в учебке в Воронежской области, все два десятка ребят из Уральского региона дали слово друг другу – выжить, выстоять, чтобы встретиться еще раз!

Домой Алексей Берстенев прибыл 24 ноября. Сегодня он уже решил вопрос с работой, к которой приступит с 5 декабря. Сейчас его желание – увидеть Руслана, с которым за пару недель они многое вместе прошли. Даже находясь в Московском военном госпитале, Руслан звонил. Как могли, ребята поддерживали связь друг с другом.

У Руслана Билалова спецоперация оставила более глубокие шрамы. И физические – во время задания он получил ранение в голову, и моральные – взвод потерял товарища, несколько бойцов были тяжело ранены…

13 октября, после перераспределения из учебного центра, Руслан был направлен в сторону Сватово в Луганской области, попал в группу разведки, основной задачей которой была разведка и штурм. Руслан стоял на прикрытии группы.

В 2010 году он отслужил в десантно-штурмовом полку в Ставрополе, его военно-учетная специальность оказалась очень востребованной. На первом задании Руслану нужно было устроить засаду для диверсионно-разведывательной группы противника. Пришлось целых три дня просидеть в «серой зоне». Спать приходилось по два-три часа в сутки. На холодной земле. Под дождем… Из продуктов была лишь питьевая вода. Случалось, что задания изменяли, и вместо наступательного штурма ребят отправляли осуществлять разведку. На одном из заданий их группу из 9 человек, которая находилась в лесопосадке, ВСУ бомбили целых четверо суток. В ход шло все: артиллерия, минометы, которая наводилась с воздуха беспилотными дронами. По радиостанции ребята запросили эвакуации. Им ответили: «Ждите»…

– Но ждать было нельзя, – поясняет Руслан, – нужно было спешить уходить. Нас вычислили… Противник нас начал обстреливать точечно.

Уйдя на несколько сотен метров от лесных насаждений, группа Руслана попала в зону наблюдения военного беспилотника. С новой силой начался обстрел, в ходе которого ребята потеряли товарища, еще одного ранило в глаз, другого в руку.

– Всю нашу группу контузило, – комментирует сухо Руслан. Меня ранило в голову. Когда я открыл глаза, мой обзор был затемнен, а в ушах сильно звенело. Обернувшись назад, я увидел, как метров в шести от меня, не двигаясь, лежал мой товарищ… В этот момент я почувствовал сильную боль в шее и жжение в затылочной части, я подумал, что осколки попали мне в шею и сейчас я умру. Прополз метров 20, встал и побежал через кусты, защищая лицо пулемётом от колющих веток. Позади меня раздавались мощные прилёты артиллерии, взрывная волна от которых шла по земле и чувствовалась под ногами. Пробежав несколько метров, я укрылся за деревом, достал бинт из аптечки, перевязал голову и отдышался. В метрах 70 услышал своих. Когда группа объединилась, нам сообщили о потере одного нашего друга… Парни попросили помощи у пехоты, которая довезла нас до ближайшей деревни, где нас встретил комбат.

С ранеными ребятами Руслана Билалова доставили в медпункт Сватово, затем его отвезли в больницу Белгорода и авиарейсом доставили в главный военный Московский госпиталь имени академика Н.Бурденко, где провели операцию.

Сейчас Руслан в отпуске по ранению и находится на стационарном лечении в Алапаевске. Через месяц ему предстоит пройти ВВК, по результатам которой его либо снова отправят в зону спецоперации, либо комиссуют по состоянию здоровья. Пока, к сожалению, ни один доктор не берется ставить ни диагнозы, ни давать прогнозы, поскольку это головной мозг. Сам Руслан не комментирует свое самочувствие, говорит: «Все хорошо!»

А что, собственно, может сказать настоящий воин, солдат, который каждый день смотрел смерти в лицо?

Вот они, защитники наши, бойцы… Они – Герои Отечества и нашего времени!

721