Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

27.01.2022 07:10 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 04 от 27.01.2022 г.

Рубить или не рубить? Вот в чем вопрос

Автор: Денис КЛЕЩЕВ. Снимки Антона Халепова, ВК «Вести - Алапаевский район», #ОТКРОЙТЕ_КАПЧУК, Михаила Хохрякова (nakanune.ru)

Эта запутанная история, как многие другие запутанные истории в нашей стране, берет начало в 90-х годах прошлого века, когда на смену плановой социалистической экономике пришла экономика рыночная. Земля, принадлежащая раньше только государству и переданная в «вечное» пользование колхозам, стала постепенно переходить в частную собственность, зачастую вместе с лесными угодьями и рекреационными зонами, расположенными на ней. Не стала исключением и земля, на которой осуществлял сельскохозяйственную деятельность бывший колхоз имени Ленина в селе Коптелово. 

Предыстория лесного вопроса

В 1973 году решением Свердловского облсовета народных депутатов колхозу был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 7754 га сельскохозяйственных угодий (в том числе 5284 га пашни, 1464 га сенокосов, 1005 га пастбищ) и 12 099 га прочих угодий. В 1993 году этот участок был передан правопреемнику колхоза – обществу «Коптелово».

В 2008 году между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и обществом «Коптелово» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка площадью 5194 га, расположенного в Алапаевском лесничестве (урочище колхоз им. Ленина), кварталы № 1-25, сроком на 49 лет. А в 2010-2011 годах обществу «Коптелово» был передан в собственность земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81, предоставленный для сельскохозяйственного использования (свидетельство о государственной регистрации права от 27.01.2011 серии 66 АД № 712786). При этом в собственность под номером участка 66:01:0000000:81 был передан и арендованный ранее у Минприроды участок леса.

Вот тут и стали возникать спорные вопросы. По одним документам арендованный в 2008 году участок продолжал считаться лесом и в 2010 году был отнесен к категории земель лесного фонда, войдя в состав участка за кадастровым номером 66:01:0000000:314. По другим документам эта земля была передана в собственность сельхозпредприятия и стала считаться землей сельхозназначения.

Разумеется, лес на участке в 5194 га никуда не исчез. Но по документам на руках у собственника выходило, что никакого леса там нет. Поэтому правопреемник общества «Коптелово» ООО «Агрофирма «АрКо», осуществляя деятельность на землях, полученных в частную собственность, стало по мере сил и возможностей проводить расчистку территории, включая, само собой разумеется, и места, на которых произрастает лес. Логика понятная: чтобы в перспективе на этой земле можно было вести сельхозработы, на ней не должно быть леса не только по бумагам, но и фактически.

Пока суд да дело...

Естественно, на глаза местных жителей стали то и дело попадаться лесовозы. Тут и там стали обнаруживать вырубки леса. Встревоженные происходящим жители стали обращаться в МВД, в Минприроды, в Алапаевское лесничество, в администрацию МО Алапаевское с просьбой разобраться, почему леса, которые никогда не трогали при советской власти, вдруг стали вырубаться. О вырубках возле села Коптелово появилось много информации в соцсетях.

В 2017 году Министерство природных ресурсов Свердловской области (правопреемник Департамента лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о том, что у сельхозпредприятия нет прав собственности на два участка общей площадью 5355,06 га. А именно на часть земельного участка площадью 2663,22 га с кадастровым номером 66:01:0000000:81 и на часть земельного участка площадью 2691,84 га с кадастровым номером 66:01:3902009:557.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2017 и постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 Министерству природных ресурсов было отказано в удовлетворении этих требований.

Так началась длинная судебная тяжба между Министерством и ООО «Агрофирма «АрКо». Арбитражные суды выносили решения в пользу собственника, на руках у которого были все документы, подтверждающие право собственности. В течение четырех лет решения и постановления судов дважды отменялись Арбитражным судом Уральского округа и направлялись на новое рассмотрение. Ведь лес фактически существует, он вырубается, и жители продолжают протестовать против вырубок.

Тем более, что вырубки ведутся довольно хаотично. Как разобраться, кто в действительности вырубает лес, если за прошедшие годы тяжб и разбирательств возникла «серая зона», в которую втихаря может заехать кто угодно и вырубить делянку? Пока не принято окончательное решение в суде, кому все-таки принадлежат участки с лесом, ни лесничество, ни правоохранительные органы не могут взять ситуацию полностью под свой контроль.

Можно понять негодование жителей Коптелово, Таборов и других населенных пунктов, ведь в конечном счете удар наносится по природе, по укладу жизни. Вспомните советские годы: если для постройки дома, для заготовки дров или для иных нужд выделялся участок под вырубку леса, этот участок приводился в порядок. Ни одного сучка, ни одного пенька не оставалось. За этим строго следили.

А теперь все решают деньги: как навести порядок, как спасти лес, который прилегает к населенным пунктам и растет в рекреационной зоне возле рек, если создан прецедент, когда неясно, кто и за что отвечает. Как вообще простому человеку разобраться во всех этих тонкостях?

Дело по существу

Разбираться в ситуации можно и нужно! Ведь подобные спорные вопросы возникают не только в Алапаевском районе, они возникают достаточно часто там, где есть лесные угодья, соседствующие с землей, переданной в частную собственность под ведение сельского хозяйства.

19 мая 2021 года Арбитражный суд Уральского округа вынес постановление № Ф09-1963/18, в котором была описана вся предыстория разбирательств. В постановлении были учтены все доводы предприятия-собственника земли, считающего, что произошла реестровая ошибка учета кадастровых номеров земельных участков. Однако доводы о календарной разнице в учете не входят в понятие реестровой ошибки (пункт 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Поэтому выводы о существовании такой ошибки не могут быть положены в основу принятых судебных актов.

Кроме того, выводы об ошибочной постановке на учет участка 66:01:0000000:314 в качестве земель лесного фонда исходили из формальных соображений, без учета фактического определения принадлежности к той или иной категории спорных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и лесоустроительной проектной документации.

Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом... представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

То есть для проведения государственной регистрации прав на участки, где произрастает лес, и проведения сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта должны предоставляться планы этих лесных участков. Министерством как раз и была представлена лесоустроительная документация, которая, по мнению сотрудников Минприроды, подтверждает, что принадлежащие сельхозпредприятию земельные участки (в части наложения) являлись колхозными лесами, а значит, относятся к землям лесного фонда.

Вот такая ситуация. Колхозам в Советском Союзе действительно предоставлялись лесные участки для обеспечения их потребностей в древесине, но сам лес оставался в государственном лесном фонде, а в дальнейшем в федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса РФ 1997 года, статья 8 Лесного кодекса РФ).

Именно поэтому со времен Советского Союза существовала такая система учета земель, в которой леса, переданные колхозам, описывались в земельно-учетных документах как лесные площади отдельно от сельскохозяйственных угодий. И после происходящих реорганизаций сельхозпредприятия бывшие колхозные леса остались в государственной собственности. Эту норму никто на законодательном уровне не отменял, леса продолжали и продолжают учитывать отдельно от сельхозугодий. Выходит, если прислушаться к доводам Министерства природных ресурсов Свердловской области, то коптеловский лес все-таки продолжает относиться к лесному фонду и находиться в федеральной собственности.

А как же права на частную собственность? – может спросить внимательный читатель. Ведь неприкосновенность частной собственности в Российской Федерации тоже никто не отменял. Действительно, сложная задача, которую предстоит как-то разрешить.

Будет ли найдено решение?

По запросу «Алапаевской газеты» Министерство природных ресурсов Свердловской области прислало официальный ответ за подписью замминистра, директора департамента лесного хозяйства Андрея Валентиновича Курьякова, в котором сообщалось, что судебная тяжба, длящаяся уже четыре года, продолжается. В 2020 году ООО «Агрофирма «Арко» направила встречный иск министерству. 22 июня 2021 года Арбитражным судом Свердловской области были приняты обеспечительные меры в виде запрета сельхозпредприятию осуществлять вырубку древесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 66:01:0000000:81 и 66:01:3902009:557. Причем следующее заседание суда первой инстанции в ином составе было намечено на 26 января 2022 года.

«АГ» будет отслеживать ход дальнейших событий. Единственное, что на данный момент остается непонятным: если в 2021 году был наложен запрет на вырубку леса, то почему жители Коптелово летом и зимой 2021 года видели, как лесовозы продолжают вывозить срубленный где-то поблизости лес?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

186