Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

12.08.2021 07:40 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 12.08.2021 г.

Кузнечное дело - это целый мир

Автор: Денис КЛЕЩЕВ. Снимки Юрия Дунаева и из альбома Михаила Никулина

Мастера-кузнецы, которые могут воплотить в металле дизайнерскую задумку, встречаются нечасто. В этом смысле Алапаевску повезло, потому что такие мастера художественной ковки у нас есть! Михаил Никулин – один из них. К нему мы и отправились в гости, чтобы рассказать о сообществе уральских кузнецов и о том, как устроен изнутри непростой и трудоемкий процесс создания неповторимых художественных форм из металла.

Металл нужно чувствовать душой

Поначалу, когда молодой парень-сварщик стал проявлять интерес к художественной ковке, никто не думал, что это увлечение станет настоящей профессией. Но если душа лежит к этому делу, если металл приковал твое сердце, то это на всю жизнь. Не всякому это подходит, тут одного мастерства недостаточно, раскаленный металл нужно чувствовать душой, без этого ничего не получится.

Как признается Михаил, иногда какая-то идея или образ до такой степени овладевает тобой, что ни о чем другом уже и думать не можешь, пока не начнет что-то получаться. А для того, чтобы получилось так, как задумано, много чего перепробовать надо. С одной стороны нужна фантазия и образное мышление, а с другой стороны практические навыки и опыт. Поэтому Михаил Никулин стал сотрудничать с алапаевским мастером Владимиром Мозиным. На первых порах секретами может поделиться учитель, а затем приходится додумывать своим умом. Какого-то одного метода или стиля в художественной ковке не существует. Здесь нужно быть универсалом.

– И сейчас, бывает, не хватает такого учителя, каким был Владимир Мозин, – говорит Михаил. – Хочется иногда задать вопрос, подсказку какую-то получить, и тогда начинаешь думать, как бы он поступил в этом случае. Это такая профессия, в которой всю жизнь учишься. Если кажется, что ты уже достиг высокого уровня, то ты просто останавливаешься в развитии. В голове постоянно должно что-то вариться, какие-то свежие идеи и решения.

Движение уральских кузнецов

Было время, когда кузнечное ремесло находилось на грани исчезновения. Навыки и особенности ручной ковки на десятилетия были преданы забвению. Сейчас по всей России наблюдается возрождение этого исконного вида художественного промысла. Создаются кузнечные ассоциации, проходят масштабные фестивали и конкурсы кузнечного мастерства.

По возможности Михаил старается выезжать на такие фестивали, где происходит обмен опытом и просто душевное общение людей, объединенных одним общим делом. В этом смысле больше всего, по мнению Михаила, выделяются Пермский фестиваль и фестиваль в Соликамске. В Перми прямо в центре города есть действующая кузница, которая является центром притяжения для туристов, организаторы предоставляют все условия, комфортабельные номера в гостиницах. Как говорится, только приезжай со своими работами и участвуй. В Соликамске для участников кузнечного фестиваля организуют круиз по реке Каме. У каждого конкурса свои фишки и особенности.

Антикризисный слоган

В Екатеринбурге Михаил Никулин познакомился с Александром Лысяковым. В кузнечном мире это личность, можно сказать, легендарная. В советские годы он был фоторепортером в газетах «На смену!», «Комсомольская правда» и в других изданиях. Затем увлекался живописью, а в 1979 году решил посвятить себя кузнечному делу, которым занимались его дядя и отец.

Именно Александр Лысяков придумал в 2008 году «антикризисную» монету «Один куй», которая стала настоящим брендом уральского кузнеца. В свое время были выпущены даже золотые и серебряные куи, к которым проявляют интерес профессиональные нумизматы.

Свои «антикризисные» монеты Александр Лысяков считает ничем иным как единицами труда: «Куй свое дело, и тогда все будет отлично», — этот слоган мастера является руководством к действию и своеобразным девизом всех уральских кузнецов.

В нашей области пока специализированных кузнечных фестивалей не проводится, но зато регулярно проводятся конкурсы и мастер-классы в рамках крупных мероприятий, таких, например, как Ирбитская ярмарка, и фестивалей этнических культур и народных промыслов.

– Такие мероприятия нужно поддерживать и развивать, – считает Михаил. – Дело ведь даже не в том, чтобы стать лауреатом или выиграть грант (хотя, когда выигрываешь грант – это тоже очень круто). Дело в том, что именно так создается профессиональное сообщество, позволяющее привлекать талантливых ребят, развиваться новичкам, в том числе привлекать заказчиков, участвовать в реализации необычных проектов. А диапазон возможностей – огромный. Какие-то кузнецы могут работать с крупными формами, например, выковывать скульптурные композиции. Некоторые кузнецы занимаются авангардным искусством – куют фигуры фантастических существ, оригинальные предметы интерьера. Для каждого жанра нужна своя сноровка. Мне, например, ближе классические формы, элементы барокко и готики. У каждого свой почерк, и каждый привносит в кузнечное дело что-то свое.

Творческий процесс

Кузня – это не просто рабочее место, это своеобразный мир, в который погружается твое сознание, как сознание художника погружается в палитру с красками или в изображение на холсте. Здесь постоянно что-то меняется, для воплощения идеи появляются все новые и новые приспособления, которые тоже приходится придумывать и ковать самостоятельно.

Бывает, какие-то работы невозможно выполнить в кузне, тогда приходится искать другие производственные площадки, иногда выезжать для выполнения предварительных работ в другой город.

Вместе с тем, это настоящее производство, где нужно строго следить за безопасностью, регулярно проверять и менять оборудование, детали станков, инструмент и так далее. Содержание кузни само по себе очень затратное. Отдельная тема – коксовый уголь, цена на который постоянно растет, а без него ничего не выковать. Даже в кризисные 1990-е годы такой острой проблемы с коксом не было.

– Было бы здорово, – говорит Михаил, – если бы на уровне правительства области, которое реализует программу поддержки народных художественных промыслов, субсидировалась закупка угля для кузнецов. Это была бы неоценимая помощь и поддержка. А пока во всем приходится полагаться только на свои силы. Талантливых и трудолюбивых людей у нас в глубинке много, но открыть свое дело, тем более содержать кузню, решаются далеко не все. Я их понимаю, на сегодняшний день это невероятно трудно. В 2013 – 2014 годах было проще, и заказов было хоть отбавляй.

Вообще, что касается заказов, то Михаил с умом подходит к любой работе. Высокохудожественные изделия – это же эксклюзив, а в повседневной жизни нужны практичные изделия по вполне доступным ценам: ограды, решетки, козырьки для крыш. Впрочем, тут тоже есть место для оригинальных решений.

Вдохновение для творчества Михаил черпает не только на конкурсах и фестивалях кузнечного мастерства, но и, прежде всего, в своей семье. Вместе с супругой Мариной он воспитывает дочь Софью и сына Савелия, для которого Михаил уже смастерил маленький молоточек с наковальней. Так всегда было заведено на Руси – отец сызмальства приучал сына к ремеслу и постепенно передавал ему накопленный опыт, и Михаил надеется, что в сыне тоже проснется кузнечная жилка, ведь в каждом что-то заложено природой, надо только помочь раскрыть этот талант.

159