Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

09.12.2021 07:55 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 09.12.2021 г.

Храним традиции и уверенно смотрим в будущее!

Автор: Денис КЛЕЩЕВ. Снимки Юрия Калугина, из архива «АГ» и школы №1

В этом году школа №1 отмечает свой 85-летний юбилей – дата знаменательная и для педагогического коллектива, и для многих поколений алапаевцев, судьба которых связана с первой школой. А школа эта действительно первая в Алапаевске, которая была построена в 1936 году как образовательное учреждение, дающее полное среднее образование. Много славных страниц вписано в историю школы! Но есть и такие черты, которые на протяжении всех этих лет остаются здесь неизменными.

Каждая школа по-своему уникальна, в каждой школе свои особенности, своя атмосфера, присущая только ей. Это в полной мере относится и к школе №1, где чтят традиции, заложенные еще в советской системе образования, и развивают современные направления.

Нина Максимовна Федорахина:

– Мой общий стаж в системе образования – 53 года. Помните песню «Судьба и Родина едины»? Так вот, для всех учителей служение школе и есть служение Родине, для ветеранов системы образования школа и судьба действительно едины. Могу сказать, что все происходившее в нашей стране с 1968 года отражалось на школьной жизни. В школу №1 я перешла из школы д. Кабаковой Останинского сельсовета в 1970 году. Представляете, сколько изменений с тех пор произошло? В то время только фильмоскопы использовались как техническое средство обучения, сейчас компьютеры, телефоны, дистанционное образование.

Но дети всегда остаются детьми, они такие же непосредственные, любознательные, только это уже не дети 70-х годов, это уже «цифровые» дети, совсем другое поколение. Сейчас в школу приходят учиться внуки моих первых учеников. Все проблемы современного общества отражаются на нынешнем поколении, резко сменился приоритет ценностей. Но задачи школы не изменились – школа по-прежнему является не только местом получения образования, школа несет ответственность за воспитание подрастающего поколения. Сейчас, когда в обществе наблюдается общее падение культурного уровня, эта задача особенно для нас актуальна.

Людмила Степановна Дегтева:

– В 1982 году (очень хорошо это помню) Баянкин Геннадий Александрович, начальник управления образования, предложил мне перевестись из школы №5 в школу №1. Для меня тогда это было непростое и очень ответственное решение, потому что все в городе знали, какой здесь был сильный преподавательский состав. Здесь работали такие учителя-наставники, как Коржевский Александр Андреевич, участник Великой Отечественной войны, Бедерова Роза Соломоновна, учитель математики Калугина Людмила Алексеевна, прекраснейший учитель русского языка и литературы Колотилова Людмила Александровна и другие. Учиться было у кого.

К счастью, коллектив меня принял очень дружелюбно, теплые дружеские отношения связывали меня с директором Зинаидой Игнатьевной Гордюшевой. Считаю, что влиться в такой коллектив – большая профессиональная удача для любого педагога. От сплоченности коллектива многое зависит, думаю, что это особенность всех школ в малых городах, в больших городах такую сплоченность сейчас редко где встретишь.

Что касается профессионализма, то я думаю, учителем можно назвать только того, кто любит свой предмет и любит детей. Знаете, у меня ведь до того доходило, что мои собственные дочки ревновали меня, говорили, что я больше люблю своих воспитанников. 28 лет было отдано четырем выпускам. Учителя, думаю, меня поймут, что это такое, когда каждый ребенок становится как родной.

Первый выпуск был в 1988 году. Во втором выпуске была Наталья Александровна, директор школы, а тогда моя выпускница, Алена Владимировна Корюкалова, которая в настоящее время работает в школе. Это был очень сильный выпуск, как учитель и классный руководитель, я очень этим горжусь. Выпуск 1995 года запомнился тем, что проходил при свечах. Если помните, тогда 6 июня прошла снежная буря. Среди выпускников 2003 года была Ольга Александровна Зорихина, которая сейчас тоже работает в школе учителем.

Кстати, такая преемственность – это, наверное, тоже одна из особенностей школы №1. Из сорока учителей четырнадцать – бывшие выпускники школы. Поэтому у нас и сохраняется некий корпоративный дух, опыт, школьные традиции.

Действительно, дети сейчас другие, им не хватает живого общения, они все сидят в телефонах. А знаете, как весело раньше было во время туристических поездок, во время работ на колхозных полях? Ведь тогда ученика ценили не только за его знания, но и за его трудолюбие. Был, например, такой Саша Прудовиков, который первым заканчивал уборку своего рядка картошки и сразу бежал помогать другим.

Но здесь надо сказать, что нынешним детям тяжелее. В том смысле, что теперь они уже в школе испытывают на себе жесткую конкуренцию. Им приходится по-настоящему выкладываться, чтобы поступить в вуз. Подростковый переходный возраст тоже теперь сместился, современный учитель должен все это учитывать и понимать. Дети стали чувствительнее, более ранимыми, но если получается с ними найти контакт, то от них идет очень мощная энергия. Они более открыты, более инициативны.

Для учителя это самый мощный драйв, когда находишься на одной волне с учениками. Никакой интернет, никакие технологии не заменят любовь, заботу и живое слово учителя!

Ольга Александровна Зорихина:

– Я бы все-таки не стала утверждать, что прямо вся молодежь сегодня уткнулась в телефоны. Да, кто-то выбирает для себя посидеть дома за компьютером, совершая виртуальные подвиги, но есть и такие, кто выбирает реальные добрые дела. Посмотрите, какие у нас волонтеры, какие юнармейцы! В школьном возрасте большую роль играет чувство сопричастности. Поэтому когда появляется группа, которая занимается волонтерской работой, другим тоже хочется в чем-то себя испытать, чему-то научиться. И это не «обязаловка», все происходит на добровольной основе, это важно!

Когда получаешь слова благодарности от ветеранов, когда узнаешь о войне со слов тех людей, которые ее прошли, когда начинаешь сопереживать с ними те события, то с этими сильными эмоциями ничто не сравнится. Через телефон или даже через учебники такие чувства не передаются, настоящие чувства и память передаются от сердца к сердцу. В этом и состоит главная задача воспитания.

Лейла Алиева, ученица:

– Мне кажется, участие в военно-патриотическом и волонтерском движении помогает выявить то, что тебе больше всего нравится. В отряде «Орел» каждый находит для себя именно то, что ему интересно, у нас очень много направлений деятельности, мы участвуем в самых разных проектах и конкурсах. В то же время мы все – одна команда.

Виктория Подкорытова, ученица:

– Можно добавить, что волонтерское движение объединяет разные классы: и старшеклассников, и тех, кто только включается в работу. Внутри школы существует такая взаимопомощь, когда каждый ученик может поделиться опытом не только с одноклассниками. Это относится и к учителям, мы знаем, что в случае необходимости учитель всегда поможет, даже если он не ведет у нас предмет. Такое общение чем-то даже напоминает общение в семье, когда старший всегда готов помочь младшему.

Демид Татаринов, ученик:

– Бывает, учителя тоже подходят к ученикам с вопросами, когда, например, нужно с компьютерной программой разобраться. Говорят, у молодежи сейчас сильно развит индивидуализм. Это не всегда плохо: иногда видишь чей-то дурной пример и понимаешь, что ты не хочешь быть таким же. Но я согласен с тем, что до определенного возраста (где-то до девятого класса) учителя и родители видят задатки гораздо лучше, чем сами ученики. Они помогают раскрыть способности. Важно не пропустить момент, когда у тебя самого возникает осознание, чем ты хочешь в своей жизни заниматься.

Оксана Михайловна Татаринова, мама Демида:

– По-моему, все, о чем мы говорили, это во многом прививает первый учитель. У Демида первым учителем была Калинина Марина Станиславовна, и я видела, как заложенные в первом классе качества развивались в моем сыне. Вообще, я как мама активно вовлечена в жизнь школы, участвую во всех встречах, кружках, мастер-классах. Понимаете, в наши дни очень многое зависит от внимания родителей! Школа и семья в воспитании необходимы как две руки. Они должны взаимодействовать, если взаимной поддержки нет, одному учителю не справиться. Программа тяжелая – то, что мы проходили в среднем звене, сейчас проходят в начальной школе, раньше не было компьютерных презентаций, проектов. Часть нагрузки перекладывается на плечи родителей, и если родитель помогает, ребенок не будет плюхаться. Мне бы хотелось обратиться через газету ко всем родителям и педагогам: это взаимодействие на самом деле плодотворно, его нужно совершенствовать и развивать!

Вот такая интересная встреча прошла накануне юбилея школы №1. Конечно, в современном образовании много нововведений и проблем. Но учитель – главное в любой школе, и настоящий учитель во все времена найдет нужное слово, нужный подход, чтобы сеять разумное, доброе, вечное! Спасибо вам за все, учителя!

168