Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

11.06.2020 08:02 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 11.06.2020 г.

Любитель–виртуоз

Автор: О. СИМОНОВА. Снимки Ю. Дунаева

В Алапаевске живёт удивительный мастер, Евгений Германович ДЕСЯТОВ, про которого ходят легенды. Дело в том, что он обставил свою квартиру предметами интерьера необыкновенной красоты и изящества. При этом всю мебель он изготовил своими руками. Каждый предмет в его квартире словно этап большого творческого пути. 

На небольшой площади двух комнат на пятом этаже обычной городской пятиэтажки поместилась коллекция, которая своим видом отсылает нас в круговорот разных временных эпох и художественных стилей: здесь и классицизм, и барокко, и величественная готика… Объединяет все эти волшебные вещи тот факт, что выполнены они умелыми руками Евгения Германовича Десятова.

Я давно мечтала познакомиться с мастером и посмотреть его уникальную коллекцию. И вот недавно всё свершилось. Хозяева необычного дома любезно согласились принять нас. Скажу откровенно: то, что предстало перед нашими глазами, вызвало настоящий эстетический шок. Буквально с порога мы оказались словно в музейном зале с редкими экспонатами. К сожалению, ни одна фотография не передаёт всю многослойность и гармонию этого пространства, наполненного уникальными, эксклюзивными вещами.

Сразу привлекает внимание шкаф с фигурами атланта и кариатиды. Евгений Германович говорит, что сделал его, вдохновившись снимком здания города Одессы, увиденным в каком-то старом журнале. Рядом стоит туалетный столик с огромным зеркалом – подарок любимой супруге Алевтине Витальевне. В углу письменный стол с бюро. Он работал над ним два года, с 1982 по 1984 год.

Дополняют композицию зоны отдыха стол и два старинных кресла. Хозяин сокрушается, что сегодня они имеют не такой презентабельный вид, как несколько лет назад, когда были обиты старинной тканью… А на мой взгляд, кресла самые шикарные, и сидеть в них одно удовольствие. Рядом сверкает инкрустированной столешницей лёгкий, словно танцующий благодаря гнутым ножкам, столик. На нём светильник, такой же лёгкий и, несмотря на материал изготовления, воздушный… Здесь у хозяев любимое место для чтения. А еще комнату украшают тумбочка под телевизор, резные карнизы для штор, перекладины под тюль. В глубине комнаты под стать остальным предметам – кровать с резным изголовьем. Я перевожу взгляд с одной стены на противоположную, с одной резной двери на другую и понимаю, что не нахожу слов от восхищения! Возможно, хозяин уже слышал такое, но все равно сказала: «Это же музей»!

Каждая вещь, каждый её изгиб и поворот любой детали проработан и выполнен безукоризненно. Конечно, уровень столярной работы и филигранность резьбы по дереву может оценить только профессионал. Но и простому обывателю ясно, что видит работу высокого уровня.

Евгений Германович рассказал, что любил резьбу по дереву с детства, а начал заниматься мебелью в конце семидесятых годов. Это была его отдушина, увлечение, сейчас говорят «хобби». В то время трудно было со специализированной литературой, инструментами, станками. До всего приходилось доходить своим умом, своими руками. Сам придумал станки, сделал резцы, сам рисовал эскизы накладных элементов. По вечерам он с головой уходил в свой мир, пахнущий деревом, свежей стружкой и лаком, занимаясь то в гараже, где строгал и вытачивал крупные детали, то на маленькой кухоньке, где прорабатывал мелкие. Работал упорно и терпеливо. На создание одного, например, шкафа ушло полтора года… И так с каждой вещью.

Смешно об этом говорить, но некоторые детали, доски нужных пород дерева или еще что-то необходимое находилось им по случаю, даже на свалке. Мастер использовал разные породы дерева: ель, осину, кедр, липу, дуб, бук, красное дерево, берёзу, сосну, кусочки шпона. Любил резать из липы – идеальная порода, но темнеет под лаком. Берёза же сохраняет свой светлый оттенок. Что-то из сделанного им получалось, а что не нравилось – исчезало с глаз долой.

С того момента, как Евгением Германовичем была сделана первая маленькая подставка-банкетка, прошло более 40 лет. В данный момент в доме собралась солидная коллекция авторской мебели и других предметов интерьера. Но до сих пор на полу дожидаются своего часа высушенные деревянные детали.

Завершая свою небольшую зарисовку, хочется еще добавить несколько слов, характеризующих мастера как личность. Его дед Александр Алексеевич Десятов начал трудовую деятельность в 1887-м. Проработал по приглашениям на различных уральских заводах до 1928 года, затем был направлен в проектный отдел АМЗ, где работал до 1936 года. Отец — мастер на все руки — проработал проектировщиком на АМЗ с 1937 по 1977 год. Видимо, «генная инженерия» вовсе не отдохнула на их наследнике, а наоборот – передала самые лучшие качества. Евгений Германович, продолжая семейную династию, заменил Германа Александровича на АМЗ, проработав там с 1960 по 2001 год. В общей сложности Десятовы отдали Алапаевскому металлургическому заводу более ста трудовых лет.

– Я только любитель, – комментирует наш герой свою многолетнюю увлеченность. – Всю жизнь до пенсии проработал специалистом по проектированию электроустановок. Изготовление мебели, её реставрация, резьба по дереву, изготовление инструмента и приспособлений для этой работы — это просто моё хобби.

Добавлю, что это хобби не простого любителя, а любителя-виртуоза.

25 июня этого года Евгений Германович и Алевтина Витальевна будут отмечать 60 лет совместной жизни. Конечно, близкие люди и родственники будут поздравлять пару, которая прожила все эти годы в полном взаимопонимании, любви и согласии. Супруги воспитали замечательных детей – сына и дочь, имеют трёх внучек. В этот знаменательный семейный день будут подарки, и самое интересное, что глава семейства хочет преподнести подарок и от себя. Евгений Германович готовит внучкам особенные знаки внимания – картины в больших резных рамах. Кстати, живописные полотна – это тоже дело невероятно умелых рук нашего алапаевского виртуоза.

75