Илья Деев: рассказ "ЛОСИХА"
"Зверя было жалко, но как человек один мог помочь лосихе выбраться из болотного плена? В голове Лехи мелькали разные варианты помощи: можно срубить березку, а сможет ли животное уцепиться за нее, можно накинуть веревку и тащить самому, но хватит ли сил..."
Леха дернул за шнур «пускача» своего трактора, МТЗ взревел, как ужаленный боров, раскрутил вал двигателя, и трактор затарахтел, изрыгая клубы черного дыма. Сбавив рычагом обороты, тракторист приступил к обычной процедуре: протер запотевшие стекла, проверил работу световых сигналов, даже попинал колеса, видно не очень был убежден в остроте своего зрения. Трактор, почуяв заботу о себе, поморгал габаритами и перестал выбрасывать черноту из трубы, устремленной к небу. Сегодня едем на вспашку, значит, окажемся на старом месте и, может, встретимся снова с лесной красавицей.
Было, когда Лехин трактор выходил в поле возле березового колка, из леса выходила лосиха и смотрела, как железный конь бороздит скошенное поле, оставляя после себя черную полосу вспаханной земли. Полоса становилась все больше, приближаясь к островку белоствольных деревьев. Поколесив из конца в конец раз двадцать, трактор, устало вздохнув, остановился, чтобы остудить разогревшийся двигатель. Леха выпрыгнул из кабины и пошел проверить лемеха стального плуга. В это время лосиха тихонько направилась к отдыхающей машине. Тракторист с интересом наблюдал, что будет дальше, а лосиха подошла к трактору и, прислонившись к заднему колесу, вытянула шею, чтобы лизнуть стекло приоткрытой дверцы. Что чувствовало в это время животное? Может, МТЗ представлялся ей самцом-лосем, может, лосиха была благодарна трактору за событие, случившееся весной, чуть не ставшее трагедией для лесной красавицы.
А случилась следующая история…
Весенний сев близился уже к завершению, и Леха, загрузив последние семена, закружил у самого края поля. Погода была чудесная, и работа продвигалась споро. Предвкушая скорый отдых, тракторист уже размечтался об интересном вечере: возможно, с Любкой сходит в кино — всю весну не было нормальной встречи. Может, сегодня она наконец позволит прикоснуться к ее румяным щечкам, может, разрешит поцеловать в пухленькие губы.
Его мечты вдруг прервал протяжный звук, донесшийся откуда-то из леса. Так дают сигнал паровозы, когда хотят предупредить о своем приближении. Но паровозы вблизи не ходят, значит, звуки издает кто-то другой. Леха остановил свой агрегат и побежал в сторону леска. Несколько прыжков между деревьями привели его к небольшому болотцу. Среди кочек стояла лосиха, постепенно увязая в болотной жиже. Видно было, что самой ей не выбраться из болотного месива, поэтому животное издавало протяжные звуки, прося помощи или прощаясь с этим миром.
Зверя было жалко, но как человек один мог помочь лосихе выбраться из болотного плена? В голове Лехи мелькали разные варианты помощи: можно срубить березку, а сможет ли животное уцепиться за нее, можно накинуть веревку и тащить самому, но хватит ли сил. И тут парень сообразил, что можно подогнать сюда трактор. Конечно, сила трактора не сравнится с человеческой. Еще не зная, чем трактор может помочь животному, он отцепил сеялку и подъехал вплотную к болоту, срубил небольшую березку и уронил ее рядом с тонущей лосихой. Закрепив комель дерева за подвеску, Леха начал махать руками, демонстрируя животному разные способы укрепления его на ветках спасительного хлыста. Лосиха дернулась всем своим телом, уцепилась зубами за зелень березовых листьев и попыталась вытащить переднюю ногу. Нога еще не глубоко ушла в болотную гниль, потому попытка увенчалась успехом. Леха сел за руль своего железного коня и медленно, сантиметр за сантиметром стал двигать березу из болота, а вместе с ней двигалась и лосиха. Сколько это продолжалось – может, час, может, два, держась за упругие ветки, зверь с каждым движением приближался к спасительной суше. Трактору приходилось часто останавливаться, давая отдохнуть обессиленному животному. Наконец передние ноги ее оказались на твердом месте, она оперлась на них из последних сил, приподняла свое тело и легла на кромку суши, моргая своими огромными глазами. Они были влажные, то ли от слез, то ли от влаги из болотной трясины.
Убедившись, что с лосихой все в порядке, Леха прыгнул в кабину своего МТЗ и махнул в поле, чтоб завершить посев. Вряд ли сегодня состоится встреча с Любкой, сколько времени потратил на спасательные работы, зато на душе светло, словно ангелы своими прозрачными крылышками разогнали все черные мысли.
Несколько дней после посевной тракторы стояли на приколе, так уж принято: привести их в порядок после тяжелой работы, смазать, подтянуть натруженные механизмы, да и трактористы нуждаются в отдыхе, поэтому в поле Леха выехал примерно через неделю. Остановившись у колка, тракторист решил заглянуть на место недавнего происшествия. Лосихи у кромки болота не было, значит, поднялась, поправилась и теперь гуляет где-то в лесу. Довольный собой и радуясь за животное, он направился обратно к трактору. Каково же было его удивление, когда Леха увидел лосиную голову, прижавшуюся к теплому двигателю трактора. Так прижимаются влюбленные друг к другу, чтобы показать, как нежно относятся они к своему избраннику.
Отогнать животное от предмета обожания парень не рискнул, потому стал ожидать окончания этой волнующей сцены. Общение лосихи с трактором не затянулось надолго, она, наверное, поняла, что от машины не дождаться ответных чувств и побежала в зеленые заросли.
Еще не раз за лето трактор появлялся у березового леска. Заслышав треск двигателя, лосиха показывалась из-за деревьев, но к работающему механизму подойти не решалась. Она просто стояла, устремив взгляд на поле, где остановился ее спаситель, потом поворачивалась в сторону леса и моментально убегала прочь.
К концу лета Леха заметил ее с мощным рогатым красавцем. С ним они резвились на поляне, из-под копыт вылетали комья чернозема с остатками луговой зелени. Сохатый поднимал землю своими ветвистыми рогами, демонстрируя свою силу. «Природа берет свое», – думал Леха, радуясь за спасенное животное.
Сегодня работы было немного, поэтому, оставив трактор на меже поля, пахарь решил прогуляться по лесной опушке, может, где-то на пеньках найдутся опята. Только он скрылся за зеленью деревьев, как услышал протяжный звук, похожий на тот, что заставил его весной броситься к болоту. Леха метнулся в сторону доносившегося голоса. Возле трактора стояла она, красавица лосиха. Вытянув шею, она что-то трубила своим звериным голосом, затем, боднув заднее колесо, понеслась прочь, оставляя глубокие следы на вспаханном поле.
«Все, – подумал Леха, – вряд ли лосиха появится снова, слишком выразительными были ее прощальные звуки».