290 лет: яркая история Нейво-Шайтанского
Посёлок Нейво-Шайтанский входит в состав муниципального образования город Алапаевск и является вторым по величине населённым пунктом после города. Посёлок имеет богатую, интересную историю.
Как рождалось железо
Когда в первой половине XVIII в. шло интенсивное освоение природных богатств Урала, выбор места для строительства завода зачастую определялся не близостью сырьевой базы или реки как транспортной артерии, а наличием оседлого населения, которое можно было использовать для заводских работ. Именно наличие поселения позволило Василию Никитичу Татищеву выбрать место для строительства железоделательного завода на реке Сусанке. Таким образом, Сусанский завод возник в 1735 году при уже существующем поселении Сусан. Впервые об этом поселении упоминается в местной церковной летописи в 1730 году. Но эта летопись зарегистрировала не факт возникновения селения, а село, уже существующее и попавшее в поле зрения официальной церкви. Первые же жители появились на реке Сусанке лет за 100 до этого, когда эти земли по грамотам московских царей были отданы для заселения и освоения.
В 1739 году Сусанский завод был введен в действие. Основной продукцией его было полосовое железо. В 1753 году в четырех верстах от Сусанского завода вверх по реке Сусанке был поставлен еще один железоделательный завод. Заводы эти стали называться Нижне-Сусанским и Верхне-Сусанским, а поселения при них соответственно — Старый Сусан и Новый Сусан. С 1766г. хозяином завода становится Савва Яковлевич Собакин (Яковлев), который умер в 1784 году, оставив своим наследникам 22 завода. 9 заводов, в том числе оба Сусанские, достались младшему сыну Саввы, подполковнику Сергею Яковлеву.
К этому времени судьба Сусанских заводов уже была предрешена. Уральские заводчики, стремясь использовать благоприятную ситуацию, стали увеличивать производство металла. Этого же хотел и Савва Яковлев, но сделать это на Сусанских заводах оказалось невозможным, так как запас воды в заводских прудах был настолько мал, что заводы часто, особенно в зимнюю пору, простаивали из-за ее нехватки. В 1777 году Савва Яковлев обратился в Берг-коллегию с просьбой о переносе Нижне-Сусанского завода на реку Нейву.
Так на реке Нейве, близ впадения в нее речки Шайтанки, появился чугуноплавильный завод, который уже в 1800 году произвел 49 тысяч пудов чугуна, большая часть которого вывозилась к портам для продажи, а остальной чугун перерабатывали в железо на Сусанских заводах.
Гидротехнические сооружения Нейво-Шайтанского завода являли собой редчайший пример использования на Урале промышленного гидроузла с деривацией. Возводились они при участии плотинного мастера алапаевских заводов Евстафия Сидоровича Софонова, отца известного изобретателя водяной турбины Игнатия Софонова. В марте 1825 года Нейво-Шайтанский завод был полностью введен в действие. Надобность в Сусанских заводах отпала. В мае 1828-го закрылся Верхне-Сусанский завод, а в октябре – Нижне-Сусанский.
С 1841 года основной продукцией Нейво-Шайтанского завода становится уже не полосовое, а кровельное железо. Для его производства были поставлены прокатные станы №№ 1-5 и стан № 6, называвшийся раскатным. На нем раскатывали железные доски, превращая их в сутунку весом от 6 до 10 фунтов. Кричные молоты были перестроены в хвостовые листоотбойные. Чтобы привести в действие все эти механизмы, нужен был мощный двигатель. Тут и был использован опыт Игнатия Софонова, который в 1837 году создал и установил на Нижне-Алапаевском заводе свою водяную турбину, которая расходовала воды не больше, чем верхнебойное водяное колесо, но развивала вдвое большую мощность.
В 1839 году он устанавливает еще более мощную турбину на Ирбитском заводе. И, наконец, в 1841-м он создает свою самую совершенную турбину с КПД, равным 0,70 (КПД первой турбины равнялся 0,53) и устанавливает ее на Нейво-Шайтанском заводе.
В то время считалось, что самые совершенные водяные колеса действуют на Нижне-Исетском заводе под Екатеринбургом, где три верхнебойных колеса, работавших при напоре воды 6,4 метра, требовали для своей работы 800 литров в секунду. Нейво-Шайтанская турбина Софонова работала при напоре воды порядка 3,5 метра и расходовала 240 литров в секунду, выполняя большую работу, чем все три Нижне-Исетские колеса.
18 января 1918 года завод вместе с другими заводами Алапаевского округа национализирован. В годы Гражданской войны не действовал. В 1920-е годы доменная печь демонтирована, завод слит с Алапаевским металлургическим заводом и превратился в один из его листопрокатных цехов.
Время больших перемен
Начавшаяся война круто изменила жизнь завода. Ушедших на фронт мужчин заменили у станков и прокатных станов женщины и подростки. Это им пришлось, выполняя фронтовой заказ, осваивать новую продукцию: медистую сталь и броневой лист. В сентябре 1941 года завод принимал эшелон с людьми и оборудованием лопатного цеха, прибывшего из Днепропетровска. Через два месяца завод выдал первую продукцию. За одну смену рабочие выдавали по 11 тысяч штук малых саперных лопат или по 8 тысяч больших саперных. Работали в жестком режиме, без выходных. Были сформированы комсомольские бригады.
В 1943 году бригада М.И. Анчутина получила задание вместо броневого листа катать кровлю для Московского университета. Это был добрый знак — знак признания качества шайтанской кровли, знак того, что на фронте произошел перелом в ходе боевых действий. 1 января 1953 года на завод пришла новая линия электропередачи мошностью 35 киловольт. Это позволило отказаться не только от водяных турбин, но и от паровых машин, заменив их мощными электромоторами.
Кроме лопат и кровельного железа, завод освоил производство туристических топориков, кухонных ножей, оконных шарниров, детской металлической игрушки. Цех металлоигрушки берет свое начало с 30-х годов, когда в поселке была организована артель «Звезда» по производству форм для выпечки хлеба, жестяных бидонов, тазиков и прочей утвари для дома. Позднее артель «Звезда» наладила выпуск детских металлических игрушек: леек, тазиков, ведерок, каталок, игры «Тир» и т.д. Артель размещалась в старом 2-этажном деревянном здании, которое находилось уже в аварийном состоянии. И вот в 1969 году на территории завода было построено новое просторное здание, в котором размещался цех металлоигрушки. Товары цеха можно было увидеть во многих магазинах Свердловской области.
Заводскую продукцию – кровельное железо и лопаты – знали во многих странах Европы, Азии, Африки. В октябре 1976 года на заводе произошла авария: сорвало огромный маховик диаметром 5,5 метра, весом 35 тонн, разгонявший валки 7 и 8 станов. Двустанка остановилась. Завод стал жить только за счет лопатного цеха, который теперь получал сталь из Магнитогорска и Липецка. В 1991 году цех игрушки был закрыт, в 1993 году закрыли и лопатный цех.
Продолжение следует в номере за 20 февраля