Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

30.01.2020 07:52 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 30.01.2020 г.

Отчего тормозит малый бизнес?

Автор: В. ЕГОРОВ

По данным ВЦИОМ, 71 процент российских предпринимателей оценивает условия ведения бизнеса в стране как неблагоприятные. Пятнадцать процентов считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса, а 51 процент опасаются, что станет еще хуже. Каждый десятый полагает лучшим бизнес-планом на ближайшие три года свернуть дело и закрыть компанию, 6 процентов — продать её. По Алапаевску и Алапаевскому району, как видится, ситуация примерно такая же.

По публикациям в центральных газетах, ведением собственного бизнеса в России занимаются около 5 процентов граждан. Этот показатель значительно ниже, чем в странах с развитой экономикой. В США предпринимателей 16 процентов, в Швейцарии и Великобритании – 15.

По мнению доктора экономических наук (ВШЭ) Александра Чепуренко, объясняется это тем, что российские реалии не слишком благоприятствуют развитию частного предпринимательства. И одно из препятствий — низкая покупательная способность населения. Что такое малый бизнес? Это в подавляющем большинстве фирмы или индивидуальные предприниматели, которые работают с населением, а не с компаниями. И если в последние 5-6 лет доходы россиян как минимум не растут, то это снижает платежеспособный спрос со стороны тех потенциальных клиентов, которые могут быть у типичного малого предпринимателя.

Кроме того, исследования показывают, что в городах примерно у 30 процентов населения в ближайшем окружении есть родственники или друзья, которые занимаются малым бизнесом. Таким образом люди знают, что заниматься бизнесом – это тяжелый ежедневный труд, часто без отпусков и больничных. Не случайно доля тех, кто хотел бы стать предпринимателем, все последние годы снижается и сейчас находится где-то в пределах 3 процентов взрослого населения.

У обычного трудоспособного человека есть выбор – либо заняться бизнесом, либо нет! То есть пойти на хорошую или плохую, но гарантированно оплачиваемую наемную работу. Предположим, он выбирает бизнес. Здесь надо различать предпринимательство добровольное и вынужденное. Давно установлено: там, где человек идет заниматься предпринимательством, потому что взвесил свои возможности, увидел какие-то шансы на рынке, которые не используют другие, – там, как правило, бизнес быстрее растет, создает больше рабочих мест. А там, где люди понимают, что это тяжелая доля, что много здесь не заработаешь, но они вынуждены этим заниматься, так как нет иных источников существования, – там совершенно иная картина. Это обычно микробизнес, который почти не создает дополнительных рабочих мест. Это часто бизнес довольно примитивный. Он не ставит перед собой цели роста. Задача владельцев такого бизнеса – обеспечить себе какой-то приемлемый доход, чтобы семья могла существовать.

Для открытия малого бизнеса нужен стартовый капитал. Основа, чаще всего, друзья и домочадцы. Как отмечает Александр Чепуренко, когда речь идет о бизнесе с друзьями, добром это, как правило, не заканчивается. Потому что скоро выясняется, что кто-то из друзей не очень квалифицирован или не очень готов вкалывать. А сказать ему это неудобно, друзья же. Возникает ситуация, известная из русских народных сказок: битый небитого везет. Кроме того, в бизнесе, который создается вместе с друзьями, обычно четко не определяются права собственности. Банк — тот смотрит на кредитную историю, на бизнес-план, и если не видит там ничего заслуживающего поддержки, то денег не дает. А вот друзья и домочадцы готовы предоставить начинающему предпринимателю так называемый «любовный капитал». Потому что приходит, например, внук к бабушке и просит денег на открытие бизнеса. И бабуля достает последние накопления. Отдашь – хорошо. Отдашь с каким-то процентом – еще лучше. А не отдашь – ну, ты же свой, не чужой человек. С одной стороны, это позволяет выйти из финансового тупика, который возникает перед стартующим предпринимателем. Но, с другой стороны, убежден ученый, это плохо — для экономики. Когда вы получаете деньги на определенный срок и на определенных условиях, это заставляет соблюдать дисциплину. А когда вы собрали их по друзьям, родным, знакомым, это расслабляет. И очень часто на рынок выводится нежизнеспособный бизнес.

Есть данные, что объем «любовного капитала» в финансовой структуре малого бизнеса достигает 80 процентов. Но за счет «любовного капитала», считают специалисты, невозможно развивать быстро растущий, инновационный бизнес, тут нужны иные источники финансирования. Большой проблемой российского финансового рынка является как раз практическое отсутствие рискового капитала. Вот отчасти потому, что нет достаточных объемов рискового капитала, и не растет в России инновационный малый бизнес. Ну этого капитала нет, потому что нет спроса — слишком мал сегмент инновационного малого бизнеса. Заколдованный круг! Выход из него ищут начинающие в области инновационного предпринимательства — они бегают по рынку и кричат: слушайте, у меня замечательная бизнес-идея, но я не могу найти капиталиста, который готов был бы в меня вложиться.

Чаще всего, уверен Александр Чепуренко, это студенты, вообще молодежь. Им бизнес представляется как раздолье для самореализации. Они не понимают, что есть так называемая «долина смерти», которую им придется пройти. Это период между началом, когда бизнес запущен, и моментом, когда бизнес выходит на точку безубыточности. В этот момент и складывается ситуация, когда у вас еще нет реально функционирующего бизнеса, а вы уже в долгах как в шелках.

Еще момент: в России около 40 ведомств, которые в той или иной степени занимаются проверками бизнеса. И более 140 видов госконтроля, которые дублируют друг друга. Сейчас государством делается попытка ввести так называемую регуляторную гильотину, то есть отсечь одним махом все излишние требования к бизнесу, как правило, вытекающие из устаревших ГОСТов еще советских времен, которые ведут к значительному росту издержек и при этом не снижают общественные риски. Как получится – покажет время.

Но, бесспорно, малый бизнес в России будет существовать. На это станет работать и ситуация в экономике: рано или поздно все, и в первую очередь политические элиты, убедятся, что сами по себе национальные проекты двигателем экономики быть не могут. Ими могут быть только люди, которые берут на себя предпринимательские риски, создают рабочие места, производят товары и услуги. Такие выводы делает «Российская газета». И с этим нельзя не согласиться.

А что думаете вы, алапаевские предприниматели? Пишите!

36