Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

02.05.2019 08:07 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 02.05.2019 г.

Кудесник, берестяной ремесленник

Автор: Елена Клещёва. Снимок автора

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Сегодня мы расскажем о том, как Георгий Михайлович Саргин, пенсионер из поселка Нейво-Шайтанский, открыл для себя этот почти забытый промысел. 

Очень многие важные события в нашей жизни начинаются со слова «Однажды…». Вот также однажды Георгий Михайлович Саргин, пенсионер из поселка Нейво-Шайтанский, открыл для себя, и теперь уже получается для нас всех, древнее, как сама Русь-матушка, берестяное ремесло.

Вспомнил, как в детстве в домашнем обиходе разные берестяные туеса, банки и корзинки были важным элементом повседневной жизни. Керамическая и стеклянная посуда были дороги и недоступны, а туесок, большой или маленький, делался из подручного материала, был легким и практичным, не ломался и не портился, а если и потеряется где, так и не жалко, можно новый сделать.

К занятию таким промыслом Георгия Михайловича подвигло и последнее место работы — в лесничестве. Материала вокруг полно! А технологию начал осваивать уже в процессе работы над первыми туесками самым надежным методом – проб и ошибок. За три года увлеченной работы, анализируя свои поделки, смог постичь некие тонкости и премудрости ремесла. Например, о том, что туески для разных целей изготавливаются по-разному, и материал для них заготавливается тоже по-разному.

- Для сухого хранения продуктов, например, туесок можно сделать с внутренним клеевым швом, а туесок под квас или молоко изготавливается сложнее и тоньше, — делится секретами мастер. — Он обязательно должен быть внутри без шва, из цельного березового «чулка», сверху — чехол с замковым швом. Внутренний «чулок» распаривается в кипятке, и его края накатываются на верхний «чехол». Это самая трудоемкая работа!

После остывания и высыхания слои и края туеска прилегают друг к другу очень туго. Для прочности и жесткости берестяной емкости в её края вставляется гибкий ивовый прутик. Воздух между двумя слоями бересты не даст жидкости нагреваться или остывать, а следовательно, и портиться не даст. То есть туесок – это прообраз термоса. Только туесок практичнее, не ломается. Да и в сравнении с пластиковым или металлическим цилиндром современного термоса ажурный, резной туесок гораздо нарядней, душевней, что ли.

Деревянное донышко мастер изготавливает из липы. Выпиливает на пару миллиметров шире стенок сосуда, один край которых снова нагревает в кипятке и загоняет донышко внутрь туеса. Когда край снова остынет, он очень плотно будет прилегать к донышку и емкость будет герметичной. Крышка к такому туесочку тоже изготавливается и закрывается особым образом: вставляется боком, а потом вытягивается за ручку до упора в край туеска. Пожалуй, о функциональных секретах изготовления древнерусской берестяной посуды на этом все! Дальше мы переходим в область тонких материй эстетики и дизайна…

…И тут все дело ограничивается только фантазией мастера. Снаружи посуду из податливой и эластичной бересты можно украсить тиснением, резьбой, расписать красками или выжечь графичные рисунки на темы уральской флоры и фауны.

Георгий Михайлович свои туеса украшает в двух техниках – тиснение и выжигание. Резьба в качестве украшения пока мастером только осваивается. Тут пригодились его художественные таланты, которые он проявлял еще в школе, но забросил, предпочтя в профессиональном смысле реализовывать себя на Нейво-Шайтанском металлургическом заводе. Безусловно, у мастера есть вкус и свои эстетические предпочтения. Узоры, орнаменты и тисненые ритмы – фантазийные, рисунки – переводные, со старых открыток супруги Тамары Михайловны, раскрашивает их Георгий Михайлович морилкой. Так что все материалы мастер использует только натуральные.

– Для пущей красоты туеса можно покрыть бесцветным лаком, но заказчики – истинные ценители древнего ремесла – требуют, чтобы посуда была естественной, – говорит Георгий Михайлович.

Уверяю, с лаком или без него, туеса, кружки, солонки, ветерки и вазочки получаются у Георгия Михайловича ладные да крепкие, надежные. Я парочку с собой увезла!

Увы, мастер-класс «вживую» он показать не мог – нет бересты, поэтому все рассказывал и показывал «на пальцах» и на уже готовых туесках. Дело в том, что в прошлом году на время заготовки березовой «кожи» — в мае-июне всего дней двадцать, не больше — пришлась холодная и сырая погода. Береста плохо снималась, и заготовить в нужном объеме поделочный материал не удалось. Поэтому ко времени нашего приезда мастер был без дела. Но, видя, как загорелись мои глаза интересом, щедро пригласил на мастер-класс уже этим летом. Обещал показать весь процесс от заготовки материала и до конечного результата.

– Я, в принципе, никому не откажу. Кому интересно, всем все покажу и расскажу, – говорит Георгий Михайлович.

Примечателен еще и такой факт: практически весь необходимый инструмент для работы с берестой Георгий Михайлович изготовил сам, приспособив под него разные, казалось бы, бросовые хозяйственные предметы. Там из куска трубы изготовил форму для вырубания замкового шва, тут из металлического брусочка выпилил штамп для тиснения, разобранный подшипник тоже в ход пошел – с его помощью получается красивый орнамент по краям. Старый детский выжигатель – один из главных помощников мастера в оформлении поделок. А подаренный на день рождения набор инструментов для резьбы по дереву считает одним из лучших своих подарков. Правда, остается еще одна мечта у мастера – токарный станок! Это чтобы донышки и крышки точить быстро и точно.

Новым для себя делом Георгий Михайлович не только сам увлекся, но увлек и членов своей семьи. Мужья двух его с Тамарой Михайловной дочерей не на шутку заинтересовались изготовлением берестяной посуды и сами уже производят самостоятельные поделки. А еще привозят тестю (живут в Екатеринбурге) разные вещицы, которые потенциально могут пригодиться в качестве инструментов.

Признаюсь честно, о своих поделках, ремесле и открытиях в нем Георгий Михайлович рассказывал охотно и увлеченно, а вот фотографироваться наотрез отказался. Причина оказалась проста: размещенный в интернете работниками местного музея рассказ о мастере по бересте из поселка Нейво-Шайтанский привлек к умельцу большой интерес. Георгий Михайлович смеется:

– Сначала народ повалил просто посмотреть, а потом стали заказы делать. А у меня материала нет! Пришлось отказывать! И сейчас мне реклама не нужна…

Да, сегодня поделки шайтанского берестяных дел мастера пользуются спросом, есть заказы. Например, в прошлом году его пригласили на ярмарку в Мурзинку. Ехал без особого энтузиазма, не веря, что его туеса будут кому-то интересны… В итоге весь товар распродал! И в себя, в свои силы поверил.

99