Ходят фейки по умам...
Если раньше оскорбления писали на улице, у всех на виду, то в век интернета их выкладывают в соцсетях, в блогосфере, на стенах некоторых пабликов. Технологии, как говорится, не стоят на месте.
Но менталитет людей остался таким же, как в прошлом веке, он почти не изменился. Это заметно по содержанию сплетен, по ругательствам, по злорадству, которыми пропитана Всемирная паутина.
Фейковые новости — не изобретение наших дней. Редко когда борьба за власть обходилась без распространения порочащих слухов. История сплетен и политической сатиры насчитывает тысячи лет. Профессиональных сплетников использовали в дворцовых переворотах. Революционеры изменяли народное сознание при помощи карикатур на самодержавие. Многие помнят, как в 1990-х годах был запущен целый конвейер по высмеиванию «совкового» прошлого нашей страны, когда возник даже миф о «бессмысленности» победы в Великой Отечественной войне. Такие манипуляции с массовым сознанием были всегда. В наши дни изменился только путь доставки сплетен. Теперь у каждого в руках есть телефон, а это не просто модный аксессуар или игрушка, это прямой доступ к вашему сознанию.
Чаще всего сплетни рождаются и передаются от недостаточной информированности, когда некоторая группа людей воспринимает за правду искаженную версию правды, к которой примешиваются субъективные домыслы и преувеличения. Иногда слухи целиком и полностью состоят из недостоверной и крайне агрессивной информации — такие слухи придумывают целенаправленно, за них могут платить большие деньги, первоисточник таких фейков сложно отследить.
Распространение слухов и фейковых «сенсаций» больше всего напоминает размножение вирусов. В здоровом организме антитела распознают вредоносные штаммы. Но если иммунитет ослаблен, вирусы начинают размножаться так быстро, что парализуют работу клеток и жизненно важных органов. В результате начинает лихорадить весь организм, что в определенных случаях ведет к летальному исходу.
Конечно, распознать достоверную информацию порой очень сложно, особенно когда сознание людей постоянно атакуют то одними, то другими слухами. Но в последнее время общество стало внимательней относиться к информации. Эффективность сплетен, карикатурных постов, хамских высказываний заметно снизилась. Они могут испортить настроение тем, про кого эти фейки публикуют. Они могут обрадовать тех, кто наблюдает, как «пипл хавает» откровенный бред и пишет нецензурные комментарии. Ведь у нас любая ненормативная лексика воспринимается как «голос народного большинства», и человек интуитивно склонен присоединиться к такому мнению «большинства». Но виртуальные фейки имеют свой предел влияния, они не могут определять развитие реальных событий в долгосрочной перспективе.
Обманувшись один раз, человек включает внутренний фильтр, начиная с недоверием относиться к любой поступающей информации, и это нормально. Информационное поле обладает способностью к самоочищению и восстановлению равновесия, хотя в особых клинических ситуациях остановить поток совершенно вздорных публикаций могут только правоохранительные органы. Разумеется, это всего лишь временно сбивает симптомы болезни, не решая самой проблемы возникновения фейков.
Как в биологическом мире невозможно создать стерильные условия, при которых отсутствовали бы вирусы, так же в социальной среде всегда будут распространяться слухи, анекдоты. Они могут выполнять полезную функцию, поддерживая иммунитет, проверяя на «живучесть» социальные системы, проводимую государством политику, указывая на реальные трудности, с которыми сталкивается общество. В то же время нельзя забывать о том, что информация всегда взаимодействует с вашим сознанием и существует индустрия сплетен, манипулирующая вашим мнением для достижения целей, о которых вы можете даже не догадываться.
Мы уже видели, как фейковые новости используют в международной политике, например, для «оправдания» ракетно-бомбовых ударов, как с помощью соцсетей создают затяжные конфликты. Никто не спорит с тем, что технологии создали глобальное информационное поле, в котором любая информация распространяется мгновенно. Но это не сделало мир ни чище, ни безопаснее, ни мудрее. И все-таки хочется верить, что разум когда-нибудь победит, а информационное пространство хотя бы на местном уровне станет более корректным.