Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

03.01.2019 08:50 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 03.01.2019 г.

Музыки и счастья в новом году!

Автор: Елена Клещёва. Снимок Алексея Фоминых

«Под небом Парижа» – так называлось музыкальное романтическое путешествие в вечный город влюбленных и поэтов, организованное Алапаевским концертным залом Свердловской областной филармонии в декабре уходящего года. Гидом в этом путешествии был лауреат всероссийских конкурсов Андрей Свяцкий из Санкт-Петербурга, который буквально очаровал алапаевскую публику своим красивым бархатным баритоном.

Вертинский и другие

Для Андрея Свяцкого — исполнителя — характерна истинно петербургская, интеллигентная и искренняя манера держаться на сцене. Визитная карточка Андрея — авторские кукольные программы и спектакли. «Под небом Парижа» окунула зрителя в атмосферу парижских улиц и набережных Сены, кафешантанов и поэтических клубов, ослепила белизной песков французской Ривьеры, добавила капельку грусти русской души по искрящемуся и хрустящему снегу Рождества… В программе песни из репертуара Александра Вертинского и французских шансонье Ива Монтана, Эдит Пиаф, Шарля Азнавура. Под аккомпанемент французского романса и русской поэтической строки на сцене оживают ангелы и балерины, светские красавицы и… сам Вертинский в образе печального Арлекина. И все это куклы!

Весь спектакль построен на песнях и воспоминаниях Вертинского. Старинные фотографии Парижа и любимого Вертинским Петербурга сменяют картины импрессионистов — Ренуара, Мане, Дега. Вертинский часто писал свои песни от лица разных персонажей. Они предстают в виде кукол.

- Это марионетки. Тростевая кукла и планшетная кукла, «петрушка». Почему возникла такая идея исполнять его с помощью кукол? Вертинский связан с серебряным веком, с символизмом, с блоковским «Балаганчиком». Его персонажи часто актеры, их переживания скрыты иронией, маской… Вертинский иронизирует и над собой тоже, – рассказал зрителям Андрей Свяцкий после концерта.

Второе отделение полностью посвящено русскому шансонье Александру Вертинскому, его судьбе, его творчеству. Французский шансон перекликается с песнями Вертинского, как перекликается действительность с мечтой. Вертинский имел за границей, особенно в любимом им Париже, шумный успех, высокие гонорары, но мечтал спать не на пуховых перинах, а «на старом мамином сундуке у себя на родине». Ностальгия по Родине заставила поэта вернуться в Страну Советов, но Родины, о которой он грезил, не нашел – ее больше не существовало. Прошлое оказалось навсегда утраченным, но было будущее для его дочурок-«ангелят», которые «залезли в сердце…, как котята в чужую кровать!»… — грусть сменяется нежностью и почти рождественской радостью.

В репертуаре Андрея Свяцкого много различных программ и более трехсот произведений. Это старинные русские романсы, классические арии и романсы, цикл итальянских и неаполитанских песен, знаменитые песни французских шансонье, песни Булата Окуджавы, советские лирические песни, программа танго от «Оскара Строка до Владимира Высоцкого», песни из кино. Свяцкий поет на многих языках: польском, итальянском, испанском, французском, немецком, английском.

- Вертинский открылся для меня не сразу. Мне предложили создать программу по его произведениям, я сопротивлялся, – вспоминает певец. -Он казался мне желчным и злым человеком, но я много читал о нем и понял, что все это только маска, игра, а за иронией скрывается нежность. И именно поэтому, отталкиваясь от темы «маленького человека», от «Балаганчика», возникла идея исполнения песен Вертинского с куклами. Вертинского легко исполнять, потому что он предельно конкретен. В каждой фразе, в каждой музыкальной интонации, которая подчеркивает стихотворную фразу, мы понимаем, о чем он поет, что он хочет сказать. Он очень личностный, и это его качество позволяет исполнителям найти в его песенках что-то тоже очень личное, неповторимое, своё. Замечательные куклы появились на свет стараниями Анны Мичуриной, Галины Максимычевой, Ольги Федоровой и Романа Вильчика. Изумительный гитарный аккомпанемент программе подарил Александр Вулла.

Жизнь как чудо!

На этом парижские экскурсы на сцене алапаевского Дворца культуры закончились, и появилась возможность познакомиться с Андреем Свяцким чуть ближе. За кулисами.

Он певец, актер, музыкальный режиссер… Выпускник Санкт-Петербургской театральной академии и Санкт-Петербургской консерватории. Лауреат и обладатель Гран-при конкурсов русского романса, солист «Петербург-концерта», заслуженный деятель культуры республики Польша. Совершенствовал свое вокальное мастерство в Италии. Он полюбился алапаевской публике сразу, еще во время первого своего приезда. В этот его предновогодний вояж программа Андрея Свяцкого собрала полный зал! В своих выступлениях Андрей всегда говорит со зрителем от сердца, находит созвучие в его душе и искренне радует своим творчеством.

В качестве режиссера-постановщика Андрей Свяцкий работал в Мариинском театре, где восстановил старую постановку оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». В дальнейшем эта постановка шла также за рубежом. Другая его наиболее известная режиссерская работа — первая в России постановка оперы польского композитора Станислава Монюшки «Verbum Nobile» в театре «Зазеркалье». Андрей Свяцкий поставил несколько авторских спектаклей, среди которых моноспектакли «Полушутя – полупечально», «Музыка, счастливая сестра», построенный на поэзии А. Кушнера и музыки Ф. Шопена, авторский детский спектакль «Дом Романовых». Любимы детьми его спектакли «Лисицу сыр пленил», «В гостях у наглого кролика Альберта», рождественская история про вифлеемскую звездочку. В 2014 году зрители увидели премьеру — кукольный моноспектакль «Пушкин. Роман с Музой», созданный к 225-летию со дня рождения поэта.

Его великолепная работа с куклами на сцене не случайна. Об этапах своего творческого пути он говорит так:

- С пятнадцати лет я хотел стать певцом. Но голос менялся очень долго. И сразу после школы я стал поступать в Театральную академию на актерское отделение в класс моего любимого профессора Владимира Викторовича Петрова. Туда меня благополучно не взяли из-за маленького роста. Тогда я пошел на кукольное отделение и год проучился у замечательного мастера Игоря Александровича Зайкина. За год я подрос и в связи с этим событием перешел на драму к Владимиру Викторовичу, у которого, на мое счастье, освободилось место. Но я настолько полюбил кукольный театр, что продолжаю им заниматься и сейчас. Меня пригласили ставить спектакли с детьми при Храме Феодоровской иконы Божьей Матери. А до этого я написал небольшую пьесу для кукольного спектакля и поставил его в Латвии. Сейчас он идет в городе Резекне.

На последнем курсе Театральной академии я решил поступать на вокальное отделение консерватории. Но мне посоветовали вначале подать документы на отделение музыкальной режиссуры, для того, чтобы, будучи уже студентом консерватории, найти там «своего» педагога по вокалу. Так и случилось. В 1995 г. я попал на режиссерское отделение, а годом позже на вокальное. В 1996 г. я окончил Театральную академию и стал совмещать в консерватории два факультета: вокальный и режиссерский. В своем дипломном режиссерском спектакле — опере Станислава Монюшки «Слово чести» — я в качестве вокалиста исполнил главную партию.

Для меня самое главное — не поиск чего-то оригинального, а желание порадовать тех, кто пришел меня послушать. Важно не придумывать, а раскрывать смысл того, что написано поэтами и композиторами. Романс возвращает нас к жизни, к полноте и радости бытия. К тому, чтобы саму жизнь воспринимать как чудо! С праздником вас, дорогие алапаевцы!

12