С. Охорзина: Идеал в тебе самом
Знакомьтесь: Светлана Александровна Охорзина. Впрочем, эту женщину почти наверняка знают многие алапаевцы. Ведь уже много лет она служит федеральным судьей, а в последнее время является председателем Алапаевского городского суда. Высокий пост, огромная ответственность. Всегда очень собранная. Внимательный собеседник. Готовый к общению и вопросам человек и руководитель. Ее отличает высокое умение вникнуть в суть проблемы, проанализировать ситуацию и выделить главное с тем, чтобы принять верное решение в интересах общества и человека. Именно к ней, успешному руководителю, замечательному человеку и обаятельной женщине, мы обратились за интервью в канун яркого весеннего праздника 8 Марта.
– Светлана Александровна, откройте секрет, что, по-Вашему мнению правильнее: женщина–судья или судья–мужчина? Ваш опыт и знания, без сомнения, подскажут аргументированный ответ.
– С учетом того, что профессия судьи достаточно сложная, конечно, требуется много душевных, а порой и физических сил, чтобы овладеть ей. Но тенденция, как и в других сферах, наблюдается общая: у правосудия тоже становится женское лицо. Конечно, как руководитель, я понимаю: было бы лучше, если бы судейский корпус состоял не в основном из женщин, а сейчас это более 70 процентов, а поровну из мужчин и женщин. Ибо каждый из нас привносит в любое дело, в том числе и в профессию судьи, что-то свое, присущее только мужчине или женщине. По-моему, так устроена сама природа человеческого общества.
Очевидно, было б здорово, если бы и в учительском корпусе было поровну учителей-женщин и учителей-мужчин. А дети изначально воспитывались бы в полных семьях. В этом видится условие гармоничного развития человеческого общества.
– Богиня правосудия Фемида держит весы правосудия, закрыв глаза, чтобы, очевидно, отрешиться от всего лишнего, сосредоточиться на главном, принять безупречно верное решение. Но это аллегория, а как в реальной жизни судья идет к своему единственно верному решению?
– Для того чтобы принять единственно верное решение, судья должен подготовиться к этому делу, изучив материалы, внимательно выслушав стороны, изучив судебную практику, руководящие разъяснения пленума Верховного Суда. И тогда решение будет единственно правильным. Но самое главное, подчеркну, надо уметь слушать стороны и тщательно подготовить дело. В ином случае судья может пропустить что-то важное, что может повлиять на решение. Ведь что значит правильное решение? – Это правильно разрешить ситуацию, порой определить судьбу человека. Это особенно важно при рассмотрении уголовных дел, когда неправильное решение может сломать человеку жизнь. Поэтому любой судья стремится сделать все, чтобы качество его работы было безупречным. Для этого необходимо самосовершенствование, увеличение своего багажа знаний, постоянная работа над собой не только в профессиональном плане, но и в плане психологических требований, в повышении общей своей культуры, культуры общения с людьми. Когда все это сложится, когда судья приобретет опыт профессиональной деятельности, в т.ч. опыт ведения процессов, тогда судья состоится в профессии. Обычно на это уходит минимум три года. Безусловно, это вовсе не значит, что три года принимаются неправильные решения. Я хочу лишь подчеркнуть, что зрелость приходит только с опытом. Всегда надо думать, думать, думать… Именно взвешивать как на весах богини правосудия, все «за» и «против», оставаясь при этом абсолютно беспристрастным.
– Какие судебные дела для Вас самые трудные и почему?
– С профессиональной точки зрения в суде абсолютно простых дел не бывает. Сюда люди приходят порой как в последнюю инстанцию. И судья, разрешая тот или иной спор, всегда должен внимательно выслушать ту и другую стороны. Безусловно, очень помогает специализация судей. И все-таки среди уголовных дел к категории трудных и особо сложных дел относятся те, когда на скамье подсудимых оказываются несовершеннолетние. Потому что всегда присутствует не только отправление правосудия, но и воспитание. Судья должен быть и педагогом, и психологом.
К подобным делам я бы отнесла те случаи из моей практики, когда я рассматривала уголовные дела и при вынесении приговора приходилось назначать наказание в виде лишения свободы. Особенно тогда, когда подсудимые до этого не находились под стражей, а после вынесения приговора их брали под стражу в зале суда.
Среди гражданских дел сложными опять же в психологическом плане являются дела, когда суд рассматривает споры между близкими родственниками, между супругами. Большей частью это споры по разделу имущества, определению места жительства детей, порядка общения с ними. Порой, когда видишь, как общаются между собой еще недавно близкие люди, хочется сказать им: «Что вы делаете, ведь вы не только свои взаимоотношения разрушаете, но и разрушаете нормальную жизнь ваших детей». Вот в чем сложность таких дел в психологическом плане.
Требования к судье высокие. Он должен уметь разрешить любое дело, которое поступает к нему в производство. И мой принцип работы такой: чем сложнее дело, тем оно интереснее. Оно заставляет напряженно думать, изучать, использовать опыт других профессионалов. Словом, совершенствоваться.
– Недавно родители 15-летнего подростка, кстати, почти круглого отличника в учебе, спросили сына: «А кем ты хочешь стать?». Ответ был неожиданным: «Священником!..». А как Вы пришли к решению стать судьей? – Ведь и это для многих семей нестандартный выбор.
– Для меня трудовая биография вся связана с юридической работой, хотя, заканчивая школу, я выбирала: стать педагогом, журналистом или юристом. Выбрала последнее. А специальность выбирала уже в ходе обучения на юридическом факультете Пермского государственного университета. Думала, что буду работать в следственных органах. Но судьба распорядилась так, что я начала трудиться в народном хозяйстве юрисконсультом. Достаточно успешно проработала 15 лет в Алапаевском ОРСе «СвердлесУРСа». Затем юрисконсультом и заместителем руководителя Алапаевского центра занятости. И только проработав более 20 лет по юридической специальности, я поняла, что именно определенные знания, житейский опыт и вся накопленная база позволяют уже думать, что я могу работать судьей.
Конечно, обучаясь в университете, мы посещали процессы, большую практику дало посещение Арбитражного суда Свердловской области, который я посещала, работая юрисконсультом. Это было для меня хорошей школой. И все-таки там работу судьи видишь со стороны. В 2000 году в Алапаевском городском суде образовалась вакансия, и председатель суда Геннадий Иванович Баланюк пригласил меня сдать квалификационные экзамены в областном суде. Первое время я сомневалась: смогу – не смогу, но затем приняла решение, подготовилась и успешно сдала экзамены, а затем Указом Президента РФ была назначена на должность федерального судьи. И работаю с 2001 года в должности федерального судьи, а в настоящее время – председателем Алапаевского городского суда.
Идя на эту работу, я уже понимала, что она сопряжена с необходимостью постоянного самосовершенствования и тратой огромного количества времени. И до сих пор я убеждаюсь, что не ошиблась в выборе профессии. Вот уж где действительно каждый день что-то новое. Вчера земельный спор, сегодня взыскание зарплаты, завтра возмещение ущерба...
– Как учат философы, невозможно жить в обществе и быть свободным от него. А еще говорят: «Бытие определяет сознание». В чем черпаете силы, чтобы в наш неоднозначный век соответствовать высоким человеческим качествам, ведь для нас, обычных людей, судья, хочется верить, – идеал или почти идеал.
– Работа судьи не простая. Не каждый имеет моральное право судить других людей. Судья должен быть не только образованным, но и порядочным и честным человеком, ведь именно ему принимать окончательное решение по спору. И одна из сторон зачастую остается недовольной даже законным и обоснованным решением. Каково это – судить незнакомых людей и вершить чужие судьбы? Порой приходится сомневаться, сочувствовать, воспитывать.
Видеть слезу горечи и отчаяния, лицемерие и откровенную ложь, раскаяние и прощение. Конечно, все это морально тяжело. Кроме того, сказывается и то, что приходится работать в меньшем судейской составе, чем раньше, рабочий день судьи никогда не совпадает с нормативным временем. Иначе не получается, не успеешь. В итоге у каждого вырабатывается свой способ пополнения сил. Я для себя определила так: во-первых, это мой дом, это мои внучки. Ведь с детьми просто оттаиваешь! Очень помогает общение с коллегами, с коллективом. Ведь коллектив – это как двигатель, который мне, как руководителю, не дает спокойно, предположим, созерцать. За мной люди. И это обязывает соответствовать! Быть всегда на высоте!
Есть такие очень правильные слова у поэта Андрея Дементьева:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем –
Есть нашей жизни оправдание!
И тут не может быть места усталости, равнодушию, черствости. Только вперед!
– Но кроме работы есть еще и семья, и увлечения, и сад-огород – все, что называется личной жизнью. Хватает ли у женщины-судьи времени на эту самую личную жизнь? Или судья – это «железная леди»?
– Я всегда говорю, что организованный человек стремится и находит время, которое и составляет личную жизнь. Для меня это общение с моими близкими. Если это весна-лето-осень – это близость к природе. Прогулки. И работа на садовом участке в 5 соток, где выращиваю все то же, что и мои соседи. Очень люблю яблони. Когда они цветут, думаешь: вот тот заряд, то вдохновение, которое ты черпаешь, которое тебя заряжает. Недаром же говорят, что земля лечит. И действительно, какие бы трудные дела сегодня не рассматривал, приходишь в сад и отдыхаешь, восстанавливаешься. Мне кажется, ничто так не поможет, как это общение с близкими, работа на земле.
– Блиц-опрос:
• Если у Вас будет время, какую книгу Вы возьметесь читать?
• Какие фильмы Вы предпочитаете смотреть?
• Когда в последний раз Вы ходили в театр?
Последний раз в театр ходила много лет назад. А сейчас как-по упускаю такую возможность. Надо настраиваться!
Книги удается почитать далеко не всегда. Люблю русскую классику и историческую прозу. Современные детективы не нравятся. Нравится просматривать энциклопедическую литературу.
Из фильмов предпочитаю фильмы семидесятых-восьмидесятых годов, многие из них могу смотреть по несколько раз, не надоедают. Не очень нравятся фильмы, которые современные режиссеры ставят как продолжение ранее созданных фильмов, после первого просмотра смотреть снова их почему-то не хочется.
– Наш разговор проходит в канун 8-го Марта. Каков Ваш идеал женщины на все времена?
– Есть у Льва Николаевича Толстого мудрые слова: «Идеал в тебе самом. Препятствия в достижении его – в тебе же. Твое понимание есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал». И я, как любой человек, всегда стремлюсь к чему-то большему, И это, в первую очередь, становление себя как профессионала и человека, которого могут уважать люди. Не могу сказать: вот мой пример. Мой идеал – собирательный образ. А идеал женщины для меня – это женщина, которая может любить и жертвовать. Это женщина, для которой характерна терпимость, уважение и желание понять другого человека. И в первую очередь того человека, с которым она соединила свою жизнь.
Конечно, счастлива женщина в любви, в семье, в детях, но как руководитель, я могу добавить, что счастье и в работе, когда она любимая.
Пользуясь возможностью, хочу поздравить коллектив Алапаевского городского суда, судебных участков Алапаевского судебного района, наших ветеранов – Татьяну Николаевну Калугину, Любовь Анатольевну Ячменеву, Ларису Александровну Сарычеву, Татьяну Павловну Гневанову с праздником 8 Марта! Желаю счастья, добра, благополучия, любви!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.