Леонид Шевцов: «Тренер должен увидеть в ребенке его будущее…» -
- этими словами заслуженного тренера России Леонида Леонидовича Шевцова, воспитавшего не одного мастера спорта международного класса по пулевой стрельбе, закончилась наша с ним беседа.
А началась она у штанги в тире школы №2.
- А зачем стрелкам поднимать штангу? Зачем им развивать силу?
- А наша цель не развитие силы. Штанга дает стрелку возможность почувствовать своё тело. Развить способность управлять нужными мышцами. Стрелку нужны умные мышцы, которые подчиняются его воле. Потому что стрельба предъявляет высокие требования к владению своим телом.
Вот в стрельбе на 10 метров из пневматической винтовки размер «десятки», в которую стрелку нужно попасть – 0,5 мм. Знаете, что бывает, когда винтовку берет в руки неподготовленный человек? Сейчас увидите.
Мы идем вглубь тира, к рубежу, с которого ведется стрельба. Леонид Леонидович достает из шкафа и дает мне винтовку.
- Попробуйте неподвижно удержать мишень на мушке!
Пробую, но мишень дергается влево-вправо, вверх-вниз, зафиксировать её удается буквально на доли секунды.
- Пляшет? А чтобы не плясала нужно выполнять специальные упражнения.
Как раз сейчас их и выполняют Юля Глухих и Катя Сотскова – медленно водят стволами винтовок по прямым, округлым, зигзагообразным и спиральным линиям на мишенях-тренажерах. Чуть позже к ним присоединяются Артем Ставров и Егор Коваленко.
Все они входят в сборную команду Свердловской области. Совсем недавно они выступали в Ижевске на соревнованиях «Юный стрелок России», в которых приняли участие спортсмены из 26 регионов России. Это смотр всех стрелковых отделений детско-юношеских спортивных школ страны.
Юля Глухих и Артем Ставров заняли на этих соревнования вторые места, Катя Сотскова была третьей. Все выполнили норматив первого разряда, Юле не хватило всего полтора очка, чтобы стать кандидатом в мастера спорта. В одиннадцать лет.
А Егор Коваленко – уже кандидат в мастера спорта. И в этом году завоевал право участвовать в финале Всероссийской Спартакиады школьников, которая стартует 7 августа в Краснодаре.
Эти результаты свидетельствуют о том, что тренер Леонид Шевцов и его воспитанники — стрелки из Алапаевска – на Всероссийских юношеских соревнованиях по пулевой стрельбе могут составить достойную конкуренцию кому угодно. И не просто составить конкуренцию — они побеждают!
И трудно поверить, что до 1985 года Леонид Шевцов не имел к стрелковому спорту никакого отношения.
- Леонид Леонидович, как вы пришли в стрелковый спорт?
- Я закончил институт физической культуры в Киеве, педагогическое отделение, специализация – лыжный спорт. В Алапаевск приехал работать тренером по лыжному спорту на Алапаевском металлургическом заводе. Иногда стрелял в тире ДОСААФа на станкозаводе. И получилось так, что некому было везти команду стрелков – сборную города — на областные соревнования школьников «Снайпер Урала». Предложили мне.
В то время стреляли во всех школах, сдавали нормы ГТО по стрельбе. Но стреляли лежа с упора и из мелкокалиберной винтовки. А тут на соревнованиях – стрельба из малоколиберной винтовки и из трех положений: лежа, с колена и стоя. У нас в городе соревнования среди школьников в этом виде стрельбы не проводились.
И, конечно, мы проиграли, не смогли выступить достойно. И меня, что называется, заело. Я сказал, что на будущий год подготовлю команду. И поступил работать на полставки тренером по пулевой стрельбе в ДОСААФ.
Почти ничего не знал, и все пришлось изучать самому. И хорошо, что в то время мне попалась способная ученица – Любовь Галкина…
- Будущая чемпионка Олимпийских игр…
- Да, которая и сама училась, и я вместе с ней учился тренерской работе. И когда я привез её на следующий год на соревнования, она показала такие результаты, что удивились многие специалисты: как это так, Алапаевск, который никогда нигде не участвовал, и вдруг оттуда приезжает тренер, и привозит девушку, которая выполняет норматив кандидата в мастера спорта!
Конечно, такой результат не просто так из ничего появился. Я предложил городскому спорткомитету включить пулевую стрельбу в число обязательных видов спорта городской спартакиады школьников. Чтобы было не «хочу» или «не хочу», а обязательно. И вот, когда стали писать положение о соревнованиях, я написал – стрельба из трех положений, 10 выстрелов лежа, 10 — стоя, 10 — с колена.
Все военруки в школах, а они были ответственные за подготовку по стрельбе, все, как один, поднялись на дыбы:
-Мы этого не умеем!
Я им говорю:
- Успокойтесь. Вы приводите детей, а я их всему научу сам.
В каждой школе я отобрал лучших и подготовил команды из пяти человек — три мальчика и две девочки в команде. Это был колоссальный объем работы. В результате такого подхода родилась спортсменка, которая потом выиграла всё, что можно было выиграть – и чемпионаты Европы, и чемпионаты мира, и Олимпийские игры.
А самое главное, что процесс пошел. Вскоре появилась ещё одна девочка, Оксана Серова. Она быстро выполнила норматив мастера спорта и на соревнованиях стала прижимать Галкину. И её пригласила в Москву тренер центрального стрелкового клуба Нина Дорофеевна Герасименок. Оксана в Москве во время соревнований жила в одном номере в гостинице с Татьяной Голдобиной, и говорила мне:
- Я чувствую, что я сильнее её!
И я тогда сделал глупость – не отпустил её. И что? Голдобина впоследствии стала участницей Олимпийских игр, сейчас старший тренер молодежной сборной России, а где сейчас Серова никто не знает…
Тренировка тем временем идет своим ходом.
Артем Ставров отработал зачет на электронном тренажере. Это тоже элемент специальной подготовки – упражнение для определения уровня техники стрелка и её тренировки. На конце ствола винтовки укрепляется оптический датчик, он улавливает излучение инфракрасных датчиков на мишени, передает их сигналы на компьютер, где они преобразуются в график траектории движения ствола оружия. И сразу видно, как сильно у кого винтовка «пляшет».
- Потом у меня был Денис Иванов, он выиграл первенство России среди юниоров, стал мастером спорта международного класса. Были ещё способные спортсмены, входившие в состав сборной России – Алексей Дмитриев, тоже мсмк, мастера спорта Юлия Зинова, Юлия Важенина, Анфиса Кузьменко…
В районной спортивной школе тренирует стрелков мой бывший спортсмен Сергей Богданов. С ним вместе мы готовили к соревнованиям Наташу Тетерину – выдающихся способностей девочка. Вы видели на мониторе, как пляшет траектория при прицеливании, а у нее она шла строго ступенечками сверху вниз, в десятке остановка и чпок… десять! Это у неё с самого начала, так природа распорядилась, дала ей такие возможности.
В юниорах она выигрывала все – и Россию, и Европу, а из юниоров вышла и… больше не вижу её фамилии в протоколах соревнований. Не знаю, где она сейчас и что с нею.
- Леонид Леонидович, а почему так сложен этот переход – из юниоров во взрослую команду?
- Да никакой сложности нет, нужно просто вовремя заставить себя расстаться со своим спортсменом, отдать его в хорошие условия. Вот результатом такого подхода стала подготовка Евгения Панченко – он сейчас мастер спорта международного класса, закончил училище олимпийского резерва в Екатеринбурге. Мне жалко было его отдавать, но в интересах спортсмена его надо отдать.
В училище олимпийского резерва совершенно другой подход и к материальному обеспечению, и к поездкам на соревнования. Ему вот там купили винтовку швейцарского производства, стоимостью 8,5 тысяч евро. А у нас в городе на весь стрелковый спорт за несколько лет такой суммы не истрачено. Но при этом готовим мастеров спорта и мастеров спорта международного класса…
Шевцов снова возвращается к тренировке:
- Ребята, давайте перейдем на стрельбу – занимайте места согласно розданным билетам! Первый выстрел. Заряжай! Три, два, один… Старт!
Звучат выстрелы – 10.0, 10,5, 10,2.
- Перевести мишени. Второй выстрел, заряжай!
И так выстрел за выстрелом – серия состоит из 10 выстрелов. На соревнованиях стреляют 4 серии.
Наш разговор продолжается.
- Вы видите, какие у ребят винтовки и экипировка? Вот заказать такой костюм в Германии стоит около ста тысяч рублей. Винтовка — 150-200 тысяч. Их сейчас не купить, ни один бюджет не осилит. А это всё куплено благодаря тому, что у нас были спортсмены, под которых областной ДОСААФ адресно выделял деньги.
Поэтому задача тренера в таком городе, как Алапаевск, охватить всех с первого класса, я не говорю про весь город, достаточно одной школы, выбрать из них наиболее способных, довести их до того уровня, когда ими может заинтересоваться училище олимпийского резерва и отдать. Там есть условия для их дальнейшего развития. А у нас в городе таких условий нет. Что делать мастеру спорта по любому виду в Алапаевске? Там где-то будет формироваться команда, и даже если он с кем-то в равных результатах, но не на глазах у тренера, то тренер возьмет на соревнования своего воспитанника. А наш будет тут постепенно угасать... А ему нужно идти дальше!
Был в средние века такой ученый — Песталоцци, который сказал, что все люди рождаются со способностями, но вот будут ли развиты эти способности — зависит от воспитателя. У тренера такая же задача – найти и воспитать. Он должен увидеть будущее ребенка.
Все, кто сейчас занимаются у Шевцова – Егор Коваленко, Юля Глухих, Артем Ставров, Катя Сотскова, все они как раз из тех, кого он нашел, чьи способности раскрыл и сейчас развивает, из тех, кто может и хочет идти дальше. Побеждать в соревнованиях, стать мастерами спорта. Они кажутся не по возрасту развитыми, кажутся умнее и целеустремленнее своих сверстников.
Шевцов объясняет это так:
- Знаете, чем мне нравится ещё стрельба? Вот легкоатлет быстро бежит, но лошадь быстрее. Пловец быстро плывет, но все равно дельфина не обгонит. А вот стрелять — только человек может, ни одно животное стрелять не способно. И это у него не от природы – ты должен его научить с нуля! Чтобы поднять большой вес – надо наращивать мышцы, чтобы преодолеть длинную дистанцию – нужно тренировать выносливость. А что тренирует стрелок? Мозг тренирует!
Стрельба – это не просто поднял винтовку и выстрелил. Тут многолетний кропотливый труд, который преобразует ребенка, делает его умнее, воспитывает у него характер, развивает в нем те качества, которые могут пригодиться ему не только в стрельбе. Поэтому и работать интересно.
А на вопрос о жизненных планах отвечает просто:
- Мне хотелось бы ещё пожить. Пожить и поработать. Сейчас у меня как раз наладились условия для работы. Всё!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.