Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

05.12.2013 08:48 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 05.12.2013 г.

Откройте, полиция! Сын дома?

Полицейская машина ловко лавирует по темным улицам, и наконец мы останавливаемся. Фонариком освещаем номера домов. Найдя нужный дом, стучимся в окно.

- Откройте, полиция! Сын у вас дома?
Кто-то приоткрыл шторку, послышалось движение… Члены комиссии по делам несовершеннолетних, куда входят и сотрудники отдела по делам несовершеннолетних ММО МВД "Алапаевский", подходят к калитке.
- К вам комиссия по делам несовершеннолетних, — уточняем мы женщине, открывшей дверь, и повторяем вопрос: — Ваш сын дома? В учебное заведение он не ходит, решение суда не выполняет… Ему были назначены исправительные работы. Где он?
- Он дома! — с возмущением отвечает мать и уже чуть тише добавляет: — Он не слушается меня совсем! Не учится и не отрабатывает. А где он шляется?
- Вы нас спрашиваете? — отзывается кто-то из комиссии.
Зайдя в дом, женщина продолжает возмущаться, но уже не разберешь — чем именно…
- Вот он сидит, спросите его сами — где он ходит. Ничего не понимает! Видимо, хочет, чтобы его в колонию отправили! Можете забирать его — я с ним не справляюсь. Нам вчера принесли документы — там такие штрафы! Где я такие деньги возьму?!
- Покажите документы. Так ведь у вас здесь штраф по невыплате коммунальных услуг за несколько месяцев…
Дмитрий, 14 лет от роду, сидел тут же, на слабо освещенной кухне у грязного стола, и был практически безучастен к разговору. Казалось, все, что говорили вокруг — вообще не о нем. Тут из комнаты выходит еще один подросток. Руки в карманах брюк, походка качающаяся. Улыбаясь здоровается с членами комиссии:
- Здрассьте!
- О, кого мы видим! Здравствуй, Вадим! — удивленно и почти радостно встречает подростка сотрудник отдела полиции. — А мы тебя везде ищем… Уже месяц прошел, как ты вернулся из спецшколы, почему на работу не устраиваешься?
- Так ведь… — подросток еще шире улыбается, подсаживается ближе к Дмитрию, оба хихикают, — устраиваюсь…
В это время женщина заглядывает в комнату, оттуда выглядывает старшая дочь с грудным малышом. Тут же из-за шторки кухни, где, как мы поняли по шумящей воде, была установлена душевая кабинка, выбегают мокрые дошколята — четырех и пяти лет. Стоят голенькие, мокрые и с большим интересом смотрят на открывшуюся им картину: трое "чужих" тетей назидательно разговаривают с их старшим братом и его другом, усмехающимися и переглядывающимися между собой. Мать на малышей не обратила никакого внимания, быстро говорила, то обвиняя сына в непослушании, то власти в непонимании, то вообще всех и вся. В это время кто-то из сотрудников отправляет малышей в комнату. Те смеясь убегают… Похоже, им эта картина понравилась, потому что одевшись они то и дело заглядывают в кухню.
Через полчаса мы уходим. Ольга Васильевна Доценко, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних города Алапаевска, по пути в машину делает записи в свою тетрадь. А Юлия Викторовна Барышникова, инспектор ОПДН алапаевской полиции, кратко говорит мне о семье:
- Эта семья под нашим присмотром и контролем уже многие годы. Детей у матери семеро, старшие дочери уже рожают. И молодые мамы тоже ставятся на контроль. Почти у всех детей — разные фамилии.
Далее рассказ был еще более устрашающим. Все дети в этой семье, включая девочек в возрасте 12 лет, а то и ранее, становились на учет. Причины разные. Одни просто переставали учиться, пропускали школу, сбегали из дома, другие пускались в кражи. Причем предметы краж были самые разные: сотовые телефоны, булки в столовой, деньги у одноклассников и так далее.
После нас в этот небольшой дом, расположенный на краю одного из микрорайонов города, зашли на несколько минут и сотрудники пожарной части. Через несколько минут полицейская машина поехала по следующим адресам. Вечерний рейд по семьям, где находятся осужденные подростки, продолжался. Впереди было еще пять адресов…
Всего в этот день было посещено девять семей.
Рейды по семьям социального риска и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществляются еженедельно, а то и два раза в неделю — дневной и вечерний (около 22 часов). Проверяются соблюдение режима подростком, его бытовые условия, обстановка в семье, выполнение родителями своих обязанностей и многие другие факторы.
Нынешний вечерний рейд был проведен территориальной комиссией города Алапаевска по делам несовершеннолетних и защите их прав в рамках оперативного профилактического мероприятия "Неформал". Цель: выявление осужденных несовершеннолетних, нарушающих порядок отбывания наказания, назначенного судом.
Из девяти семей только в двух никто не открыл. То ли дома никого не было, то ли не захотели открывать. В трех семьях ребята, осужденные за правонарушения, были дома. Осознав случившееся с ними, они стараются исправиться, учатся в выбранном профессиональном учебном заведении, домой приходят вовремя. Здесь было заметно, что подростки просто оступились, родители заинтересованы, чтобы жизнь детей наладилась и подобных проступков больше не было…
В семьях, где осужденных подростков либо не было дома, либо не исполнялось решение суда, членами комиссии были проведены профилактические беседы.
К одиннадцати часам ночи в списке оставалось еще два адреса…
В каждый дом мы стучались со словами:
- Откройте, полиция! К вам с проверкой комиссия по делам несовершеннолетних. Сын дома?
И лишь однажды вместо слова "сын" было произнесено "дочь"… Осуждена за кражу…
В окнах еле-еле горел свет. Было заметно, что дома кто-то есть. Но на наше настойчивое требование открыть никто не реагировал. И только когда к окну подошел сотрудник полиции и строгим голосом потребовал выйти, послышался стук входной двери. Калитка открылась и появился полуодетый мужчина, причем совершенно пьяный. Первый взгляд был разухабистый. Увидев несколько человек, из которых двое были в полицейской форме, оробел:
- Я… Вы… кто?
- Где ваша дочь? Дома? Позовите мать.
- А… я… не знаю… Простите… Я три дня как приехал с вахты… — последнее предложение далось ему особенно трудно.
- Вы помните, что у вас есть дочь?
На что он стремительно закивал головой:
- Их с матерью нет… Они ушли… К бабушке…
Конечно, мы пытались узнать адрес бабушки. После долгих разговоров и объяснений с нетрезвым папашей никто ничего так и не понял…
- Чего удивляться, что девчонка постоянно сбегает из дома… — тихо произнес кто-то из членов комиссии.
Был еще один интересный момент. Семья состоит из четырех человек — мама и трое детей. Двое старших сыновей состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Когда мы приехали, сыновей дома не было. У матери на глазах были слезы… "Я не знаю, что мне с ними делать…" — прошептала она.
Конечно, члены комиссии примут меры.
Вспомнились учителя, которые тоже работают и с такими детьми, и семьями, осуществляя помощь. А как быть, если эта помощь не дает результата?
И еще — вспомнилось, какой грозой для несовершеннолетних правонарушителей и таких горе-родителей, как отец у девочки-подростка, был в советские времена родительский комитет. Больше, чем милиции, боялись родители посещений представителей родительского комитета.
Мы опросили родителей несовершеннолетних детей — как тех, которые состоят на учете за правонарушения, так и тех, кто не состоит, — нужны ли сейчас такие общественные организации? Ответы были похожие: работа эта общественная, денег за нее никто не платит, да и времени нет. Мол, пусть родители и соответствующие органы сами занимаются тем, чем они обязаны заниматься.
Показалось или нет, что чем-то это похоже на равнодушие?

Члены рейдовой бригады:
О.Доценко, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних; Ю.Барышникова, инспектор ОПДН; Н.Волкова, ведущий специалист управления физической культуры, спорта и молодежной политики; П.Шарунова, инспектор ОРОВДПО; С.Никонова, "Алапаевская газета"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

109