Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

23.06.2022 08:15 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 23.06.2022 г.

Театральная лаборатория – это класс!

Автор: Ольга СИМОНОВА. Снимки Юрия Калугина

Во Дворце культуры на прошлой неделе с большим успехом прошел спектакль детского театра мюзикла Свердловской государственной детской филармонии, поставленный на музыку Александра и Сергея Пантыкиных. Приезд труппы в Алапаевск сопровождался необычным происшествием – в пути машина с костюмами и декорациями сломалась и до сценической площадки так и не доехала. Но зато приехали артисты и звукооператоры. Поэтому тут же было принято своеобразное решение – спектакль «В стране невыученных уроков», конечно, состоится, но в формате концерта.

Перед началом представления к зрителям обратился руководитель театра Сергей Боднев, который объяснил ситуацию. Он также познакомил алапаевских ребят со всеми участниками спектакля, рассказал вкратце сюжет истории, приключившейся с закоренелым двоечником, но не лишенным обаяния мальчишкой Виктором Перестукиным.

Многие наверняка помнят эту фантастическую ситуацию, когда ученик-неудачник попадает в сказочную страну, где его начинают перевоспитывать то учебники, то несчастная корова, которая из-за Витиных «познаний» перешла в отряд плотоядных. История эта поучительная и очень весёлая. А поставленная в жанре мюзикла, где много вокальных и танцевальных номеров, она воспринимается юными зрителями не как назидательная история, а как история встречи с театральным искусством. Тем более что это искусство несут со сцены не взрослые дяди-актёры и тёти-актрисы, а такие же дети от 9 до 18 лет.

Немного о том, как создавался этот уникальный театральный проект. Театр мюзикла родился в 2014 году, когда в России проходил год Культуры. Это самый молодой коллектив детской филармонии. 23 декабря 2014 состоялась премьера первого мюзикла «Волшебный веер, или Где сидит фазан...». С тех пор этот день считается днем рождения театра.

В 2016 году в Свердловской государственной детской филармонии случился новый виток театрального направления – здесь появился молодежный мюзикл «Дубровский», поставленный командой композитора и продюсера Кима Брейтбурга. Спектакль вызвал большой интерес у уральской публики. В 2018 году Правительство России выделило грант на постановку спектакля «Парижские тайны». Премьера с аншлагом прошла 25 и 26 октября 2018 года. В декабре 2020 состоялась премьера мюзикла «Айболит суперстар». Событие беспрецедентное, потому что это стопроцентный собственный продукт детской филармонии, от авторства до воплощения.

Сегодня в репертуаре театра мюзикла спектакли как для детского, молодежного зрителя, так и для всей семьи. В марте 2022 года коллектив представил публике масштабную шоу-программу «Мюзикл без границ». В ближайших планах постановка спектаклей «Сирано де Бержерак» и «Мэри Поппинс». Театр мюзикла – постоянный участник театральных конкурсов и фестивалей, среди них детский благотворительный театральный фестиваль «Снежность», Всероссийский фестиваль детских любительских театров «Театральный перекрёсток».

В 2022 году детская филармония запустила совершенно новый проект под названием «Летняя филармоническая лаборатория». Цель данной программы – продемонстрировать возможности всех творческих коллективов и показать их в малых городах области, тем самым приблизить зрителя из глубинки, а может, еще более приобщить к той работе, которая раскрывает детские творческие возможности. Так, с 1 по 17 июня филармония вывезла свои коллективы в Кушву, Камышлов, Каменск-Уральский, Нижний Тагил и Алапаевск.

Для нашего города была выбрана тема «Мюзикл как средство развития творческих способностей у детей». По моему мнению, именно эта форма как никакая другая в полной мере развивает все творческие задатки ребёнка. Мы как завороженные следили за происходящим на сцене и не верили своим глазам: неужели перед нами выступают обычные дети? Они и поют, и танцуют, а еще великолепно играют. И нам нисколько не мешало воспринимать происходящее на сцене отсутствие каких-то декораций – всё было очень понятно и без костюмов, а комментарии Боднева иногда были и не нужны. И это всё благодаря естественному существованию юных актёров на сцене.

А после спектакля, как и задумано организаторами филармонических лабораторий, состоялся мастер-класс, который вёл руководитель детского театра мюзикла Сергей Боднев. Присутствующие, а это были руководители городских и районных детских, молодежных творческих коллективов, в том числе и театральных, хотели узнать всё о театре и о детской труппе. Сергея Александровича буквально засыпали вопросами. Из его ответов у меня сложилась картина настоящего, большого и очень продуктивного коллектива, работающего на самом высоком уровне.

Театр мюзикла – это, по большому счету, объёмная образовательная программа, позволяющая одаренным детям и подросткам постичь при помощи опытных педагогов азы сценической хореографии, вокала, речи и актерского мастерства. А итогом этой большой работы являются постановки спектаклей. Кроме того, в некоторых спектаклях начинающие артисты выходят на равных со взрослыми профессиональными актерами. А это, сами понимаете, является мощной мотивацией. Не зря же в дальнейшем некоторые юные актёры, вкусившие все радости творческого процесса и узнавшие восторг театрального успеха, поступают в театральные институты и остаются верными выбранной профессии.

Как же дети попадают в театр мюзикла? Все дети принимаются в театр после творческого испытания. Для этого объявляется настоящий кастинг (как у взрослых), где каждый ребёнок должен продемонстрировать свои вокальные и актёрские способности (или задатки). Для этого он приходит на прослушивание с двумя готовыми разнохарактерными вокальными произведениями (песенками), а также с чтецким материалом – басней и стихотворением.

Конечно, это большая радость, когда тебе говорят «вы проходите», «вы нам подходите»! Но это всего лишь начало, а самая большая работа впереди. Впереди дни, месяцы и годы очень плотных, насыщенных занятий, как групповых, так и индивидуальных. Поскольку мюзикл – это синтетический жанр, то вокалу и хореографии здесь уделяется особое внимание. Но не упускают и такие предметы актёрского мастерства, как техника речи и сценическое движение. Это настоящая актёрская школа, по окончании которой дети получают сертификат – своеобразный документ с перечнем полученных знаний и навыков. Здесь надо отметить, что за учебу на первом (младшем) уровне родители детей вносят плату, но когда юные актёры переходят на второй уровень, то в этот период занимаются бесплатно.

Когда вопросы закончились, Сергей Боднев провел (уже на сцене) тренинг по актёрскому мастерству. Он показал некоторые упражнения по дыханию, а также упражнения на сценическое, многоканальное внимание, на партнёрское взаимодействие. Эта встреча была крайне интересна. Хотелось бы встречаться с театралами такого уровня чаще.

8