Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

16.06.2022 11:05 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 16.06.2022 г.

Союз поэзии и музыки

Автор: А. САНИН. Снимки В. Архиповой

Так исторически сложилось, что около пяти лет в нашем городе бок о бок работают два очень интересных музея – Дом-музей П.И. Чайковского и Музей памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске». У них разные экспозиции, разные направления научной работы, но они оба являются филиалами Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. 

А есть ли у этих музеев иные точки соприкосновения? Оказывается, есть. Выявив одну из них, а именно творческое содружество композитора Петра Ильича Чайковского, прожившего в Алапаевске с мая 1849 по август 1850 года, и поэта К.Р. – Великого князя Константина Константиновича, отца князей крови Императорской Иоанна, Игоря и Константина Константиновичей, погибших в ночь с 17 на 18 июля 1918 года в окрестностях Алапаевска, научные сотрудники и руководство двух музеев решили провести совместную литературно-музыкальную композицию, которую назвали «Союз поэзии и музыки».

И впервые в истории двух музеев 10 июня в помещении музея «Напольная школа в городе Алапаевске» прошла литературно-музыкальная композиция «Союз поэзии и музыки», без преувеличения, историческое событие.

Небольшим вступительным словом литературно-музыкальную композицию открыли заведующий Домом-музеем П.И. Чайковского Олег Костромин и главный научный сотрудник музея «Напольная школа в городе Алапаевске» Вера Валова.

Также они рассказали собравшимся о жизни, деятельности и творческом пути Великого князя Константина Константиновича – августейшего поэта К.Р. и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Приведем небольшие выдержки из их выступлений.

– Впервые псевдоним К.Р. появился в 1882 году под стихотворением «Псалмопевец Давид». Это произведение было опубликовано в русском литературно-политическом ежемесячном журнале «Вестник Европы», издававшемся в Санкт-Петербурге в 1866-1918 годах, и на три десятилетия вошло в русскую поэзию. Уже зная, кто скрывается за К.Р., современники расшифровывали этот псевдоним как «Князь-рыцарь». И были правы. Человек элитарной культуры, Константин Романов был воином, поэтом и даже артистом, исполнявшим, например, роли Гамлета и Иосифа Аримафейского. Его дарований хватило бы на несколько жизней.

– У Чайковского и Великого князя было плодотворное эпистолярное общение. Оно началось в 1880 году и закончилось со смертью композитора в 1893 году. 23 письма написал Великий князь, 32 – композитор. По другим данным, Чайковский написал 31 письмо Великому князю, а Константин Константинович написал Петру Ильичу 28 писем.

Все, кто пришёл на представление литературно-музыкальной композиции «Союз поэзии и музыки» узнали, что в 1887 году «на тексты симпатичного и полного живого поэтического чувства поэта К.Р.» Пётр Ильич написал вокальный цикл из шести романсов: «Я сначала тебя не любила», «Растворил я окно», «Я Вам не нравлюсь», «Первое свидание», «Уж гасли в комнате огни», «Серенада» («О, дитя! Под окошком твоим»). В том же году композитор написал хоровое сочинение, посвященное студенческому хору Московской консерватории на основе стихотворения К.Р. «Блажен, кто улыбается».

Чайковский ушёл из жизни в1893 году. Константин Константинович скончался в 1915 году. И все эти 22 года Великий князь вспоминал в своих дневниках о Чайковском, особо выделяя годовщины со дня смерти Петра Ильича. Например, 27 октября 1913 года Константин Константинович в церкви Мраморного дворца «слушал певчих Иоанчика, исполнивших всю «Литургию» Чайковского». Иоанчик – это старший сын Великого князя, в распоряжении которого в те годы имелась группа певчих. По-видимому, это было единственное полное исполнение цикла, уникальное для того времени.

Ведущий литературно-художественной композиции «Союз поэзии и музыки», экскурсовод музея «Напольная школа в городе Алапаевске» Артем Музыка рассказал об «Измайловском досуге» – литературно-художественном кружке, который организовал Великий князь в августе 1884 года для офицеров Лейб-гвардии Измайловского полка, базировавшегося в Санкт-Петербурге. Важно, что все выступления перемежались с чтением двух стихотворений августейшего поэта К.Р., которые прочёл Дмитрий Стышнов. Вот одно из них:

Но пусть не тем,

что знатного я рода,

Что царская во мне

струится кровь,

Родного православного

народа

Я заслужу доверье и любовь.

Но тем, что песни

русские, родные

Я буду петь немолчно до конца

И что во славу

Матушки России

Священный подвиг

совершу певца.

А рассказ Веры Валовой о жизни и творчестве Великого князя перемежался с вокальным исполнением двух романсов Чайковского на стихи К.Р. – «Растворил я окно» и «Серенада», а также романса Петра Булахова на стихи Владимира Чуевского, сочинённого в 1846 году, «Гори, гори, моя звезда». Эти произведения исполнила Валентина Кесарева.

Выступление Олега Костромина сопровождалось исполнением вальса «Анастасия» и пьесы из «Детского альбома» под названием «Старинная французская песенка». Эти произведения исполнил на пианино «Элегия» экскурсовод Дома-музея П.И. Чайковского Игорь Заложнев.

Первый опыт совместного проведения массовых мероприятий двумя музеями – Музеем памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске» и Домом-музеем П.И. Чайковского, по обоюдному мнению, – оказался удачным. Значит, будут и новые литературно-музыкальные композиции.

17