Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

21.04.2022 09:30 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 21.04.2022 г.

«Память сердца» – боль и голос поколения

Автор: Валентина ПОНОМАРЁВА. Снимки Юрия Дунаева и из архива автора

Общественная организация «Память сердца» в этом году отмечает двадцатилетие своей деятельности. В сегодняшнем номере «АГ» член организации Валентина Пономарева поделилась воспоминаниями о своём детстве, выпавшем на тяжкое военное и послевоенное время. 

Мне очень близки слова писателя Виктора Некрасова: «Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. Маленькие, как будто незначительные, но проникают в тебя, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как будто символом. И вот в песне той, в тех простых словах о жирной, как масло, земле, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то. Я даже не знаю, как это назвать. Толстой назвал это «скрытой теплотой патриотизма». Эта скрытая теплота патриотизма касается многих, кто родился и жил в деревне.

Моё детство прошло в самой красивой деревне на Урале. В этой деревне родился и мой отец, и отец отца. Они тоже безгранично любили свою малую родину. Эта родина имела своё имя – Лопатова. В нашей деревне были такие прекрасные места, в которые нельзя было не влюбиться на всю жизнь. Выйдешь, бывало, за ворота, а кругом такая красота и раздолье, что дух захватывает. Поля ровные, огромные, а в полях колосится рожь, пшеница, ячмень, а по кромке поля цветут васильки и ромашки: белые и жёлтые. Жаворонки заливаются трелью высоко-высоко в небе.

Детство было беззаботное, хотя и голодное. Оно пролетело быстро и безвозвратно. Нам, деревенским, очень рано пришлось начать помогать старшим. Нас рано приучили работать. В 8-10 лет нас уже возили на работу на покос. Сначала мы ездили верхом на лошадях, подвозили волокуши и копны с сеном к зароду. Взрослые метали сено в большие скирды. Через год-два подскребали сено за взрослыми. Народ в деревне был работящий, все делали быстро и качественно. С покоса приезжали уже вечером. Детвора и молодёжь бежали на речку. Искупаешься, и сразу вся усталость проходит. Это были самые счастливые дни детства.

До четвёртого класса мы ходили в школу в своей деревне. Я до сих пор хорошо помню свою первую учительницу Людмилу Павловну. Она дала нам хорошие знания, научила уважать старших. В пятый класс уже пошли в Монастырскую семилетнюю школу. Каждый день в любую погоду, плохо одетые и полуголодные, мы бежали на уроки к восьми часам. Школьные годы были нам в радость. Придёшь, бывало, из школы, перекусишь – и обратно в Монастырь, смотреть кино за пять копеек. Успевали везде и всюду. А вечером учили уроки. Радио не было, но мы много читали. Школьные годы пролетели быстро, и началась взрослая жизнь.

Появилась своя семья. Я хотела остаться в деревне, но судьба распорядилась по-своему. Я окончила АИТ, и далее вся моя сознательная жизнь была связана с железнодорожным цехом АМЗ.

У меня двое детей: сын и дочь. Оба получили образование. Оба внука получили высшее образование. Самое большое моё богатство, моя гордость – мои дети, внуки и правнуки Мирон и Фёдор. Они продолжение моих родителей, нас и своих родителей. Вот если бы посмотрел мой отец Фёдор Григорьевич Черных на своих детей и внуков, правнуков, праправнуков, то думаю, был бы очень рад. Он положил свою жизнь на алтарь Победы ради нас – своих потомков. Пусть будет ему вечная память и вечный покой.

Отца я не помню, не знаю. Нас воспитывала мама – Васса Матвеевна. Она была нам за отца и за мать. К сожалению, я не помню маму молодой. Когда мы были маленькие (нас было трое у мамы), она уходила на работу, а мы еще спали, когда приходила с работы – мы уже спали. Она очень рано состарилась, но всегда была нашей опорой и спасением. Мы в любое время могли прибежать к ней. Она и приласкает, и поддержит своим советом. Я не помню, чтобы мама была без работы и отдыхала. Она хорошо вязала и шила, можно сказать, обшивала всю деревню. На склоне лет мама жила в моей семье и помогла мне в воспитании моих детей. Любила бабушка всегда своё покрепче слово вставить, и мне в наследство прямота досталась, что уж тут лукавить…

Мне удалось съездить на могилу отца – поклониться. Наши матери были настоящими вдовами…

Я не люблю канючить и жаловаться, все свои проблемы решаю сама по мере сил. Своим родителям низко, до земли, кланяюсь. Пусть будет им вечная память и вечный покой. Жизнь надо любить – она одна и неповторима. Вот так и не иначе.

23