Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

19.08.2021 07:34 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 19.08.2021 г.

Искусство фотографии: вчера, сегодня, завтра

Автор: Валерия ГАЛКИНА. Снимки Юрия Дунаева

История фотографии в Алапаевске начинается с человека, для которого это стало не только профессией, но и жизненным предназначением. Юрий Сергеевич Трофимов – основатель старейшего на Урале фотоклуба «Фотон». Фотограф со стажем более 60 лет рассказал о том, как появилась фотография в нашем городе.

Традиционно 19 августа отмечается Всемирный день фотографии. В этом году 181 год исполняется изобретению, без которого сложно представить нашу сегодняшнюю жизнь. Фотография – бесценное хранилище памяти, за которым стоит трудоёмкий процесс, а способность фотографировать, видеть кадр, свет, фактуру – дар свыше, который нередко превращается в профессию.

История фотографии в Алапаевске начинается с человека, для которого это стало не только профессией, но и жизненным предназначением. Юрий Сергеевич Трофимов – основатель старейшего на Урале фотоклуба «Фотон». Фотограф со стажем более 60 лет рассказал о том, как появилась фотография в нашем городе.

– Юрий Сергеевич, искусство фотографии в Алапаевске начиналось с «Фотона», как появился фотоклуб?

Юрий Сергеевич:

– В 1967 году я написал в газету «Алапаевский рабочий» заметку «Городу нужен фотоклуб!», под ней подписались 12 человек, которые были художниками и начинали фотографировать. Идея дошла до городской власти, и в 1968 году нам дали место в городском Дворце культуры – это мы и называем возникновением нашего «Фотона». Мы собирались раз в неделю с фотографиями, техника в то время у всех была разная, начиная от «Смены-8М» и заканчивая престижными «Зенитом» или «Киевом». Мы уже стали звучать в городе, к нам приходили молодые любители фотоискусства. Более 30 лет председателем клуба был Валентин Сергеевич Пономарев.

– Чем сегодня живёт «Фотон»?

Юрий Сергеевич:

– Сейчас стало больше индивидуальных выставок, среди которых если увижу один шедевр – это очень хорошо.

– Чем профессиональный фотограф отличается от любителя?

Юрий Сергеевич:

– С течением времени я стал профессиональным фотографом, а профессионал – тот, кто получает деньги и не может ошибаться, должен быть дисциплинированным. Любитель снимает для себя.

– Новые технологии в фотоискусстве мешают созданию шедевров?

Юрий Сергеевич:

– Мне кажется, лучше знать все процессы создания фото, сейчас говорят, фотография – простое дело, но оно только кажется простым. Раньше за этим стоял очень трудоёмкий процесс.

– Что нужно для того, чтобы сегодня стать хорошим фотографом?

Юрий Сергеевич:

– Первое условие – нужен глаз, как в музыке нужно ухо, второе – это любовь, к тому, что ты делаешь. Также смотреть работы мастеров своего дела, смотреть, как видят другие люди и почему видят так.

– Что Вы думаете о современной фотографии?

Юрий Сергеевич:

– Сейчас эпоха цветной фотографии, я воспитан на чёрно-белой, большие мастера все равно сейчас снимают на чёрно-белую плёнку, потому что цвет берёт на себя много и смотрящие обращают внимание в первую очередь на цветовую гамму, а не на содержание и композицию.

Одним из последователей Юрия Сергеевича Трофимова стал Александр Михайлович Ряпосов, председатель «Фотона», практикующий фотограф и представитель поколения, которое пришло в фотоискусство во второй половине XX века.

– Александр Михайлович, как фотография появилась в Вашей жизни?

Александр Михайлович:

– Фотографирую, сколько себя помню, с 5 лет занимался проявкой. Старший брат подарил первый фотоаппарат «Чайка». В 1977 году пришёл в «Фотон», а в 1980 официально стал фотографом, закончил трёхлетние фотокурсы, поступило предложение от Алапаевского металлургического завода, фотографировал для газеты «Металлург». Так, 20 лет фотографировал всё, что происходило на заводе. В городе уже знали, что я фотограф.

– Изменился ли сегодня подход к профессии?

Александр Михайлович:

– На мой взгляд, ничего не изменилось, если человеку дано – он будет фотографировать, любую профессию нужно освоить изнутри.

– Способность фотографировать и «видеть» кадр – это дар?

Александр Михайлович:

– Да, есть такое выражение, видят все, а фотограф замечает. Нужен особый взгляд на окружающий мир.

– Как сейчас меняется фотоискусство с приходом технологий?

Александр Михайлович:

– Пришло много направлений, технических возможностей стало больше для фотографии, но основа осталась та же – человек, руки и мозг. Поэтому самый хороший фотоаппарат – это тот, который с тобой.

– Каков залог хорошей фотографии?

Александр Михайлович:

– Я портретист, и для меня важен тот портрет, где читается в глазах характер. Фотография должна говорить сама за себя. Для того, чтобы сделать хорошую фотографию, нужно появиться в том месте, в то время и сфотографировать то, что нужно.

С течением времени появляются новые веяния в фотоискусстве, требующие молодого взгляда. Наталия Тюнникова – перспективный фотограф, работающая в современных жанрах. Она рассказала о своих взглядах на фотоискусство, о некоторых особенностях и новых тенденциях в мире фотографии.

– Наталия, с чего для Вас началась карьера фотографа?

Наталия:

– В 15 лет начала фотографировать себя, это помогло мне перебороть свои комплексы. Увлечение фотографией заставило меня поверить в себя. Первый фотоаппарат мне подарила мама, которая в меня поверила.

– Хорошему фотографу в сегодняшних реалиях нужно образование?

Наталия:

– Я училась в колледже управления и сервиса «Стиль», где изучила технику, настройки камеры, но композиционные навыки и опыт работы с людьми пришли со временем.

– В Ваших руках будущее фотоискусства, какие новые тенденции в фотографии Вы видите?

Наталия:

– Как и раньше, в фотографии до сих пор очень важен свет, благодаря которому создаётся объём. Что касается тенденций, мода циклична, вернулась стилизация под плёночные фотографии, под движение на фото.

– Что Вас вдохновляет на создание прекрасного и заставляет любить фотоискусство?

Наталия:

– Энергетика людей. Я считаю, что нефотогеничных людей не существует, если правильно выставить свет, подобрать ракурс и раскрепостить натуру, любого человека можно сфотографировать красиво. Это хобби, которое стало профессией.

Сквозь призму взглядов фотографов разных поколений можно увидеть преемственность в фотоискусстве. Каждое последующее поколение фотографов привносит в это дело своё, новое видение, при этом основы и фундаментальные навыки остаются неизменными. Сегодня фотография – прогрессивная и стремительно развивающаяся отрасль, которая по-прежнему называется искусством.

22