Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

08.07.2021 08:36 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 08.07.2021 г.

Вспоминая любимого учителя

Автор: Сергей ЧЕРНЫХ. Снимки предоставлены автором

В год 90-летия Анатолия Яковлевича Тарасова хочется, чтобы каждый из нас осознал, какой выдающийся человек работал и творил в нашем городе. Осенью 2000 года ушел из жизни заслуженный работник культуры РФ, руководитель ансамбля народного танца «Сударушка», известного не только в Свердловской области, но и во всей России.

Проходят годы, и какие-то моменты из творческой жизни знаменитого алапаевского балетмейстера стали забываться. Мне кажется, что этого нельзя допускать, и каждый должен приложить усилия, чтобы память об Анатолии Яковлевиче продолжала жить. Со своей стороны хочу поделиться воспоминаниями, как я впервые познакомился с этим светлым и талантливым человеком.

Выучить танец за две репетиции

Было это летом 1972 года, я устраивался на летний период в пионерский лагерь «Спутник» пионервожатым. Тогда городской комитет комсомола проводил учёбу пионервожатых. На одном из занятий Татьяна Георгиевна Калинина показывала нам бальные танцы, которые потом в процессе работы мы должны были разучивать со своими пионерами в пионерских лагерях. Меня поставили в пару с Тамарой (Алимовой) Половинкиной, солисткой народного ансамбля танца Дворца культуры АМЗ, которая и пригласила меня вечером на репетицию. Так как они должны были ехать в Свердловск сниматься на телевидение, а у них были два десятиклассника, которым надо было сдавать экзамены.

Одного из них не отпустили, и мне пришлось за него поехать на Свердловское телевидение и танцевать там. Так я первый раз встретился с Анатолием Яковлевичем, узнал об ансамбле, о котором раньше никогда не слышал, так как я родом из Нижнего Тагила, а в Алапаевск приезжал в гости к родственникам, как и в тот раз.

Тарасов подробно расспросил меня, где и чем я раньше занимался. А я танцевал и в детской студии, и в народном театре балета при Дворце культуры УВЗ Нижнего Тагила, и в армии. Поэтому был немного знаком с народным танцем, что и помогло быстро влиться в алапаевский коллектив и за две репетиции выучить танец «Верхнеярская кадриль», в котором Тарасов и сам танцевал роль гармониста.

Выступление на Свердловском телевидении стало моим началом работы с выдающимся мастером и великим балетмейстером Анатолием Яковлевичем Тарасовым. Целый год, пока я учился в ГПТУ № 21, я занимался у Анатолия Яковлевича. Как он со мной мучился! Движения я схватывал быстро, на лету, память у меня была хорошая, но руки! Он всегда спокойно мне объяснял, что народный танец отличается от классического, медленно добивался от меня того, что нужно – характера и манеры исполнения данного танца.

У него был дар от Бога

Что более всего меня поражало в этом человеке – его простота и скромность. Мы, его ученики, обращались к нему попросту: Тарасов, Яковлевич, а потом и – Дед. В любое время могли прийти к нему в дом, где нас радушно встречала его верная жена и подруга, а для нас – «мама Вера». Она в шутку говорила мужу: «Ты ведь женат не на мне, а на своей «Сударушке». А если речь шла о детях, он отвечал ей: «У тебя-то их трое, а у меня весь коллектив!». Всех нас он считал своими детьми, хотя это не умаляло его любви к собственным детям и внукам. Кстати, в коллективе танцевали и его сын Сергей, дочь Светлана и внучка Оксана.

Сейчас, по прошествии 49 лет, как я узнал Анатолия Яковлевича Тарасова, понимаю, что у него дар от Бога. Специально по танцам он ничего не заканчивал, но знал не меньше и ставил не хуже своего учителя Александра Петровича Поличкина, именитого балетмейстера, народного артиста России, так как он ездил на семинары. Язык танца он постигал у таких мэтров, как Ольга Николаевна Князева – заслуженный деятель искусств РСФСР, балетмейстер Государственного Уральского русского народного хора, народной артистки СССР Татьяны Алексеевны Устиновой – балетмейстера государственного народного хора им. Пятницкого, и многих других. Многие из них впоследствии заимствовали тарасовские движения для своих постановок танцев.

Мы заряжались его энтузиазмом

А откуда же ещё приходили к нему эти знания и умения? Анатолий Яковлевич сам вырос в деревне, помнил деревенские гулянья. А для работы над своими танцами ездил по сёлам района, расспрашивал старожилов, записывал те движения, что они ему показывали. Дома он обрабатывал накопленный материал, сам создавал эскизы костюмов, рисовал декорации. И из всего этого потом выходили великие шедевры, такие как «Верхнеярская кадриль», «Алапаевская роспись», «Уральские филеи» и другие.

А мы, его ученики, невольно заряжались его энтузиазмом и любовью к танцам. И пронесли эту любовь, работая уже в дальнейшем в других профессиональных коллективах.

Вспоминаю, с какой теплотой отзывался Анатолий Яковлевич о своих учениках. Среди них братья Хрипуновы, которые работали в Уральском государственном народном хоре, а затем в государственном ансамбле танца Сибири им. Годенко, один из братьев получил звание заслуженного артиста РФ.

Тамара Сергиенкова закончила культпросветучилище и продолжала его дело, имея свой танцевальный коллектив. Катя Шестакова танцевала в профессиональном ансамбле танца железнодорожных войск и преподавала характерный танец в школе искусств Екатеринбурга.

Он сказал «Давай еще!»

Вот и я, с лёгкой руки Тарасова, всю свою жизнь, уже 55 лет, отдаю танцу. Когда весной 1973-го года он пришёл к нам в училище подготовить нас к городскому смотру художественной самодеятельности профтехобразования и поставил нам танец. Я попросил его сделать для нас с Колей, который тоже ходил к нему в коллектив, танец. Он сказал, что Коля пока сырой, тогда я попросил баяниста сыграть мелодию «Милка цё» и стал показывать разные движения, которые я помнил с армии, когда танцевал там в коллективе нашей части. Он загорелся и сказал: «Давай ещё», – и я лепил всё что в голову взбрело. Потом он все мои движения расставил как положено по танцевальной лексике, и вышел в свет знаменитый мой танец с балалайкой. Этот танец я танцевал почти 40 лет.

После «Балалайки», которую он поставил для меня, на городском смотре профтехучилищ я получил Диплом лауреата, а затем и на областном смотре ПТО я тоже получил Диплом лауреата, меня заметили и пригласили в знаменитый Народный ансамбль танца профтехобразования при Дворце молодёжи под руководством Александра Петровича Поличкина в город Свердловск. Но я никогда не терял связи с родным коллективом: по просьбе Анатолия Яковлевича проводил репетиции, участвовал в концертах. Анатолий Яковлевич Тарасов подшучивал: «Знал бы, что уедешь, не поставил бы тебе «Балалайку», был бы всегда под рукой».

Светлая память об Анатолии Яковлевиче будет жить в танцах и картинах, созданных им, в сердцах его родных, участников «Сударушки» и всех тех людей, которые соприкасались с Анатолием Яковлевичем Тарасовым и его творчеством.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

41