Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

24.06.2021 08:29 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 24.06.2021 г.

Среди тишины и русского пейзажа музыкой наполненный дом

Автор: Ольга СИМОНОВА. Снимки Даниила Симонова

Корреспондент "Алапаевской газеты" Ольга СИМОНОВА побывала в музее-заповеднике П.И.Чайковского в Клину и поделилась своими впечатлениями об удивительной атмосфере XIX века, царящей в доме великого композитора и на территории музейного парка.

Когда мы отправились в музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину, я стала повторять про себя строчки своего же стихотворения. Хотелось прочитать его у памятника Чайковскому, тем самым поразить компанию своим творчеством. Но не случилось. В первые же минуты я забыла о своём намерении, так как увиденное и услышанное поразило меня своей глубиной, красотой и осознанием того, что здесь жил Он!

У каждого человека при посещении подобных мест возникают свои собственные мысли и желание ими поделиться. Это естественные порывы. Но я поняла, что в одном газетном материале просто нереально передать весь объём информации, который получаешь, все те чувства, которые испытываешь при виде мемориальных комнат, где творил великий музыкальный гений. Главное, что теперь в моём сознании соединились две исторические линии, связанные с Чайковским, — наша алапаевская и клинская. Для меня, коренной жительницы Алапаевска, это стало особо значимым событием.

Я подходила к территории музея в состоянии нетерпения и какого-то волнительного трепета. Скорей бы увидеть дом, где жил великий русский композитор с мая 1892 по октябрь 1893 года, где он написал столько прекрасной музыки. Нас встречал белый фасад величественного административного здания государственного музея-заповедника. И, как только мы вошли в холл (здесь же открыты двери и концертного зала), я услышала знакомую с детства музыку. Всемирно знаменитый музыкант Денис Мацуев (организатор и идейный вдохновитель Международного фестиваля искусств П.И. Чайковского в Клину) обращался к нам с большого демонстрационного экрана. Таким образом, музыка великого русского композитора в исполнении пианиста-виртуоза проникала в сознание каждого с самых первых минут пребывания в музее.

Мы заказали групповое посещение в сопровождении экскурсовода. И тут я ахнула: это была старший научный сотрудник и методист музея Галина Сизко, которая в октябре 2020 года приезжала в Алапаевск и участвовала в памятном мероприятии, проводимом Домом-музеем Чайковского. Тогда она и сопровождавший её Д.А. фон Мекк, основатель благотворительного фонда имени Н. Ф. фон Мекк, представили книгу «Духовный путь Чайковского», которую я тоже получила из рук автора – Г.С. Сизко.

Старинный парк, через который пролегал наш путь от нового здания в мемориальную зону, ныне украшает памятник композитору. Конечно, при виде фигуры Чайковского, сидящего на скамье, хочется нарушить правила, вспрыгнуть на гранитный постамент и хоть одним глазком заглянуть в музыкальный блокнот. Но правила приличия… Между тем наш экскурсовод готова была остановиться около каждого дерева, которое в своё время было высажено той или иной мировой музыкальной знаменитостью. Историй, связанных с высадкой растений, Галина Степановна знала много. И вот мы, наконец, подошли к старинному особняку, который композитор снял у мирового судьи Сахарова. Но внутрь зашли не сразу, а выслушали много интересного о жизни Чайковского в этот период и других обитателей дома с богатой историей.

А в глубине парка расположена беседка, скрытая густыми зарослями от глаз посетителей. Но после осмотра дома мы всё же дошли до этого живописного места. Июнь в Клину – это настоящее торжество среднерусской природы. Этот простой русский пейзаж с щебетом птиц, с колокольчиками и незабудками, синеющими в зелёных травах, впечатлял воображение композитора. Снимки на память в этой атмосфере – это особое священнодействие... Наш любезный экскурсовод настоятельно рекомендовала нам по окончании экскурсии сделать снимок напротив дома, чтобы было видно то самое окно, около которого стоял стол, за которым создавалась великая музыка…

Честно говоря, уходить из парка не хотелось. Только что прошел дождь, наполнив атмосферу легкой летней свежестью. Хотелось надышаться этой атмосферой, полюбоваться каждым кустиком и деревом. Здесь же гулял сам Петр Ильич!

Итак, мы внутри дома. Музей в музее – так называют эту комнату на первом этаже дома слуги А.И. Софронова. Здесь в старинной витрине собраны мемориальные вещи, посвященные дирижерской деятельности Чайковского. Напомним, что музей основал в 1894 году брат композитора Модест Ильич Чайковский. И именно с этой витрины и начался музей – старейший в России мемориальный музыкальный музей. Здесь только мемориальные предметы и личные вещи П.И. Чайковского, в том числе и изысканно сшитый по последней парижской моде костюм-двойка, шляпа, коробка-картонка для шляп, трость (с неё и слеплена та самая трость для памятника) и перчатки.

Наконец-то мы поднялись на второй этаж. Я в нетерпении: скорей бы увидеть главную комнату музыкальной жизни. Вот она – знаменитая музыкальная гостиная, где в самом центре стоит тот самый рояль «Беккер». Инструмент был подарен композитору П.И. Юргенсоном, который продавал инструменты этой фирмы. В этот момент Галина Степановна подала какой-то тайный знак и зазвучала нежнейшая и романтичная мелодия – фортепианное произведение «Романс», которое композитор посвятил французской певице, ученице Полины Виардо Дезире Арто.

Хочется разглядеть каждую деталь интерьера: гостиная обставлена изысканной мебелью. Стулья и диваны предназначались для удобного и комфортного общения. Камин, облицованный голубым кафелем, давал тепло в холодный период времени. На стенах в рамах лица самых близких. В самом центре – портрет И.П. Чайковского, горного инженера. Мои алые розы, подрезанные заботливыми руками сотрудников музея, стоят уже в синей вазе. Такой маленький, но приятный и трогательный акцент: розы удачно вписались в старинный интерьер по своему цветовому оттенку. Как я угадала!

Впервые узнала о такой конструкции дома, как балкон-фонарик. На столе – фарфоровая чайная пара. Здесь композитор часто просматривал почту, работал между завтраком и обедом.

Спальня композитора с её очень минималистичным стилем вызывает особый интерес. На прикроватном коврике около чугунной кровати пара домашних туфель – изысканные черевички, на маленьком столике умывальные фаянсовые приборы, а вот туалетный столик богато драпирован в русском стиле, в углу на стене – икона Казанской Божией Матери в серебряном окладе. Кстати, Пётр Ильич ходил пешком до деревни Кленково, чтобы попасть на богослужение в храм Иконы Казанской Божией Матери. Русский стиль, русский дух витает в воздухе... На рабочем столе факсимиле (копии) набросков симфонии № 6. Здесь рождалась великая музыка!

На втором этаже располагается и мемориальная комната брата Петра Ильича – Модеста Ильича Чайковского, декорированная в итальянском стиле. На печной полке среди прочих штучек и бронзовой копии древнеримской мраморной статуи кусок застывшей лавы из Везувия. В самом центре комнаты, на стене — портрет отца композитора – Ильи Петровича Чайковского. Напротив кабинета Модеста Ильича – комната В.Л. Давыдова, любимого племянника, сына Александры Ильиничны.

А вот череда гостевых спален с набором самой необходимой мебели – людей в доме было всегда много. Их нужно было размещать и угощать обедами. Экскурсовод делает акцент – вот самый знаменитый стол-сороконожка, особенно популярный среди дачников начала 20 века. Он (при раздвигании) рассчитан на 20 человек гостей, значит под столом ровно 40 ног. Летом окна и двери распахивались, на террасу выносилась плетёная мебель. И я представила, как эти люди, составляющие окружение композитора, беседовали во время обеда, наслаждаясь вечерним пейзажем…

Кстати, на одном кадре запечатлён самый последний момент, когда мы слушали рассказ нашего экскурсовода в тишине, спокойствии и с Его музыкой. Через минуту в гостиную вошла группа шумных школьников и всё поменялось. Нам пришлось ускориться... А дети остались отвечать на вопросы экскурсовода-педагога, отмечая правильные варианты в своих тестах. Таких методов и форм внедрения в краеведение и культуру здесь, говорят, много. А посещение музея имеется в плане работы каждого классного руководителя в Клину.

После того, как наша экскурсия закончилась, мы еще долго гуляли по парку. Хотелось впитать в память каждую тропку, каждую картину этого места… Я подобрала несколько упавших листьев редкой в наших краях альпийской берёзы, вспомнив, что Галина Степановна назвала это небесным приветом от Моцарта, любимого композитора П.И. Чайковского…

Надо отметить, что в годы войны здесь было многое разрушено, потеряно и утрачено. Но благодаря усилию многих реставраторов, музейных работников и исследователей музей приобрел тот вид, который мы имеем счастье видеть. И сегодня здесь сходятся пути многих и многих людей со всего мира, кто носит в себе культурный музыкальный код.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

30