Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

25.02.2021 09:58 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 25.02.2021 г.

Вариации на тему о школьном питании…

Автор: С. НИКОНОВА. Снимок Ю. Дунаева

С 1 января 2021 года в России начали действовать новые СанПиНы 2.3/2.4.3590-20, в которых прописаны требования к организации общественного питания населения. Один из самых важных разделов документа посвящен особенностям организации общественного питания детей, то есть питания в школах, детских садах, детских лагерях и т.д. Главный принцип – питание должно быть здоровым, полноценным, учитывать особенности региона.

Мы решили посетить образовательные учреждения города, чтобы узнать, как организована система горячего питания, какие продукты входят в состав меню, нравится ли еда детям и какие возникают трудности у директоров школ.

Но прежде немного о новых правилах…

Выделим акценты

Так, в СанПиНах прописано, что в школьном меню обязательно должно быть горячее питание. Для учащихся младших классов оно должно быть бесплатным. В составе меню должны быть продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки.

Меню допускается корректировать с учетом климатографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей. Есть даже подробная таблица, какой продукт чем можно заменить. Например, 100 граммов говядины можно заменить 100 граммами оленины.

А для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, будут разрабатываться индивидуальные меню.

В новых санитарных правилах прописаны рекомендации по родительскому контролю за организацией питания в школах и детских садах. При проведении мероприятий родительского контроля могут быть оценены: соответствие реализуемых блюд утвержденному меню, санитарно-техническое содержание обеденного зала, вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом, информирование родителей и детей о здоровом питании и так далее.

Организация родительского контроля может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей и участия в работе общешкольной комиссии.

И вышесказанного определяем задачи рейда:

Как налажена организация горячего питания в школе и какие возникают при этом трудности?

Есть ли обращения родителей по индивидуальному меню для своих детей, в частности, диетическому, диабетическому?

Осуществляется ли родительский контроль организации горячего питания?

Матрица для проверки

Из диалога с начальником Управления образования МО г. Алапаевск Сергеем Витальевичем Болотовым мы узнали, что с начала 2020-2021 учебного года в связи с пандемией в каждом образовательном учреждении тщательно соблюдаются все предписанные СанПиНом санитарные нормы и правила. Особое внимание уделяется санитарной обработке в школьных столовых и пищеблоках.

Кроме того, исходя из количества учащихся и площади столовых залов, каждая школа муниципалитета горячее питание для детей организует по особому графику. Во-первых, увеличены перемены до 20 минут, чтобы учащиеся могли спокойно покушать. Во-вторых, столы расставлены так, чтобы была соблюдена дистанция между классами, так как наполняемость пищеблока должна составлять не более 50 процентов от наполняемости зала. В связи с этим корректируется расписание уроков и перемен. Оказывается, не все так просто… Но об этом чуть позже.

Чтобы решать возникающие проблемы, связанные с организацией горячего питания в школах, в Управлении образования утверждена «Матрица для проведения проверок», которая включает 19 пунктов!

Перечислим некоторые из них:

• наличие двухнедельного цикличного меню на сайте и на информационном стенде организации;

• наличие фактического меню на день и его соответствие циклическому двухнедельному меню;

• индекс «несъедаемости» (оценка отходов);

• наличие журналов отзывов и предложений, бракеража, витаминизации, приемки продукции и санитарных книжек сотрудников столовой;

• достаточное время для приема пищи обучающимися;

• состояние обеденных столов (влажная уборка поверхности столов и стульев, наличие бумажных салфеток и столовых приборов);

• использование бактерицидных рециркуляторов в обеденном зале.

Горячее питание в школах на сегодняшний день стоит на особом контроле не только в Управлении образования, но и в администрации, где создана рабочая группа, которую возглавляет заместитель главы по социальной политике Виктория Леонидовна Вихарева. С сентября комиссия рабочей группы уже неоднократно объехала с проверкой все образовательные организации. Вынесенные замечания руководители школ устраняют. Более того, организацию горячего питания в школах постоянно проверяют (плановые проверки) и контролирующие органы – прокуратура и Роспотребнадзор.

То есть внимание к детям есть. И это уже хорошо.

А как в школах регулируют эти вопросы?

Столовая в школе №15 достаточно просторная – на 150 мест. У входа – санитарная и питьевая зона. На чистых столах уже стоят соки и фрукты: вот-вот кухонные работники начнут накрывать обед детям. Заведующая столовой Татьяна Владимировна Шевцова дает указания работникам, наполняющим горячим ароматным супом небольшие кастрюли.

– Это для старшеклассников, – поясняет медицинский работник школы Елена Сергеевна Попова, – чтобы повкуснее было. А, может, хотите познакомиться с журналами? У нас все под контролем. Смотрите: журнал витаминизации, журнал накопительный, бракеража… Бракераж – это оценка качества кулинарной продукции. Я участвую в закладке блюд, проверяю качество. А это у нас контрольные блюда...

От директора школы М.О. Востряковой узнаем, что из 374 обучающихся горячее питание получают 290 детей, то есть 92 процента.

– Конечно, надо, чтобы дети все полноценно питались, – говорит Марина Олеговна. – Мы постоянно работаем над этим. Есть проблема, что ученики не едят или едят плохо. Отчасти так происходит из-за домашних предпочтений: кто-то дома почти не есть рыбу, кто-то супы… Поэтому и в школе ребята лучше едят то, к чему привыкли. Например, треть порций капусты с рыбой остается недоеденной. Но сегодня в меню рассольник, картофельное пюре с сосиской, сок и фрукты. Любимые блюда детей!

От родителей просьбы по организации диетического питания не поступали. Правда, иногда поступают индивидуальные обращения по поводу ограничения каких-либо продуктов, например, в дни поста. Сотрудники столовой идут навстречу. Тут же мы сверили двухнедельное цикличное меню с фактическим однодневным. Удивились чистоте в столовой, а также умелому распределению обеденных мест: в зале была задействована даже сцена (архитектурная особенность постройки). График завтраков и обедов для комфорта и карантинной безопасности распределен в несколько потоков.

Хорошо организовано горячее питание и в школе №5, которая имеет два здания: в одном – начальная школа со своим пищеблоком, в другом – средние и старшие классы с большой столовой на третьем этаже. И проблем по организации горячего питания здесь нет. А о том, насколько вкусно здесь готовят, нам рассказали не кухонные работники, а сами дети, хвастаясь после обеда своими чистыми тарелками. С журналом отзывов и предложений с благодарностями от родителей нас познакомила заведующая столовой Юлия Петровна Столярова. А о родительском контроле за питанием рассказала директор школы №5 Татьяна Александровна Захарова.

С начала пандемии начались сложности в школе №4, а именно – острая потребность в обновлении столовой, точнее – в строительстве на территории школы нового корпуса столовой с пищеблоком. Сами посудите: на сегодняшний день в школе учится 907 детей! А обеденный зал рассчитан на 250 мест. И все бы ничего, но в период пандемии здесь могут питаться в одну перемену только 150 человек. Более того, сложности возникают еще и потому, что дети учатся в две смены.

И даже стоит похвалить администрацию школы, что, несмотря на такие трудности, горячее питание организовано здесь в соответствии со всеми правилами СанПиНа, включая родительский контроль, вкусные завтраки и обеды, а также желание пойти навстречу, если будет необходимость в индивидуальном обращении по диетическому питанию. В этом мы убедились сами, посетив столовую, пообщавшись с детьми, с заведующей столовой Маргаритой Ивановной Шестовских и, конечно, с директором школы Ларисой Викторовной Новоселовой.

А самое главное, что итог подвели дети, обступив нас, они говорили наперебой:

– Напишите, что готовят в нашей школе вкуснее всего в городе!

– А какие булочки стряпают…

– Ты все о своих булочках… Суп! Борщ! Это да! Я за раз могу две тарелки борща съесть!

41