Струна осколком эха пронзит тугую высь…
Надо признать, что на сценических городских площадках такой любимый и популярный в народе инструмент, как гитара, – редкий гость. Но когда она появляется, то просто завораживает. А уж если с гитарами в руках выходят сразу несколько исполнителей, то в сознании слушателей происходит эстетический взрыв. Звучание гитар в ансамбле – это здорово! И здесь надо отдать должное преподавателю ДШИ им. П.И. Чайковского Антонине Камильевне Подкорытовой – это её воспитанники классов классической гитары и бардовской песни производят такое неизгладимое впечатление.
Мало кто знает, что преподаватель игры на гитаре А.К. Подкорытова изначально получила образование в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского по специальности «Народные инструменты (домра). Как говорится, так уж исторически сложилось… А потом был Уральский педагогический университет, класс гитары.
Вообще её история взаимоотношений с гитарой имеет глубокие корни. Всё шло из собственной семьи, где на гитаре играли многие родственники. Самым главным примером и образцом для подражания для маленькой Тонечки был её отец. Он рано заметил у дочери большой музыкальный потенциал и сам научил её держать в руках гитару. Но когда Антонина пришла в Алапаевскую музыкальную школу, ей сказали: «Ты маленькая и пальчики твои маленькие, давайка попробуем домру». И она согласилась – ведь учиться в школе было её самой большой мечтой. В дальнейшем всё сложилось просто замечательно. Теперь Антонина не только преподаёт детям игру на гитаре (её общий стаж работы с детьми составляет 17 лет), но и сама играет в преподавательском коллективе – ансамбле «Калинка» – на домре.
Неумолимое время мчится так, что в его вихрях мы не успеваем отмечать простые и чистые мгновения. Но есть среди нас люди, которые взращивают в маленьких душах самые лучшие, чувственные ростки прекрасного, тонкого, духовного. Такими мне видятся Антонина Камильевна, преподаватель класса классической гитары, и её воспитанники. Приведу маленький пример заинтересованности детей её класса. Во время нашей беседы дверь кабинета то и дело открывалась, и сквозь образовавшийся проём звучал вопрос: «Антонина Камильевна, а можно мне гитару взять?» – «Конечно можно». Это её ученики приходили вне расписания занятий или пораньше назначенного часа, чтобы в укромном уголочке поиграть на любимом инструменте.
Такое стремление, безусловно, поощряется. И преподаватель, и администрация школы идут навстречу: только для класса классической гитары предоставляются уникальные инструменты – шестиструнные гитары, а детей приучают относиться к инструментам особенно бережно и аккуратно. А вот для занятий в классе бардовской песни юные музыканты приходят уже со своими гитарами. Таково правило. Если уж родители одобряют стремление ребёнка играть и петь авторские песни, то идут и на затраты при покупке собственной гитары.
Честно говоря, меня особенно радует вид подростков, которых я вижу в городе с большими гитарными футлярами за спиной: вот оно – будущее авторской песни, вот они – будущие звёзды фестивалей авторского творчества. Ведь бардовская песня является тем островком светлой души, тем чистым родником, в котором отражается душа народа. Авторыисполнители в своих песнях под собственный гитарный аккомпанемент помогают нам увидеть мир другими глазами, его суетность и непостоянство и осознать себя частью этого мира. Исполнение под гитару – это даже не песня, а скорее уютный рассказ собеседнику о чемто самом сокровенном. Хочется, чтобы эти мальчикидевочки с гитарами скорей подрастали – нам надо видеть на сцене нашу молодежь…
А исполнитель на классической гитаре открывает глубокий внутренний мир композитора, порой показывает, насколько виртуозно, богато, эмоционально может владеть инструментом и через шесть струн показать всю палитру звука. А впрочем, о воспитании мастерства можно говорить много.
Антонина Камильевна с особыми нотками в голосе вспоминает предыдущие группы воспитанников, с которыми сложились самые тёплые отношения и с которыми до сих пор переписывается. Из последнего выпуска преподаватель отмечает Софью Пятыгину – свою самую способную ученицу по классу классической гитары, которая окончила обучение с красным дипломом. Антонина Камильевна подчеркивает, что видела в ней своё продолжение и желала, чтобы талантливая девушка поступила в музыкальное училище. Полностью поддерживаю преподавателя, но где бы дальше ни училась Софья, считаю, что музыка и её гитара останутся с ней навсегда.
Спрашиваю, а для чего же всётаки дети приходят в её класс?
– Обучаться игре на гитаре приходят в возрасте 1216 лет. Вполне осознанный возраст. Причем приходят даже те, которые в руках гитару не держали, и, кроме большого желания, они ничего не умеют. Но во время учебы дети делают большие шаги. В конце первого полугодия они выучивают аккорды и уже могут сыграть своё первое произведение. За весь период учебы музыка всё больше и глубже влияет на их развитие. Развивает и чувство ритма, и музыкальный слух становится более тонким. Дети выходят к зрителю с чувством благоговения – они понимают, что быть на сцене – это особая культура поведения. На таких юных музыкантов приятно посмотреть. Они большие молодцы!
Антонина Камильевна как профессионал со стажем уверена, что пение в классе бардовской песни, как минимум, улучшит их голосовые и дыхательные возможности, а как максимум – сформирует у подростка хороший музыкальный вкус. Ведь на своих занятиях она рассказывает ученикам об истории уральского рока, вместе они прослушивают записи многих современных исполнителей, чьи произведения потом становятся коллективным творчеством: Виктора Цоя, группы «Аквариум», Трофима. Игра в ансамбле дает практически очень многое: дети учатся слышать себя и других, а приобщение к мировой музыкальной культуре даёт безусловные плюсы. Эти знания и навыки остаются с человеком на всю жизнь.
Новый учебный год уже стартовал. И если ктото еще не пришел к осознанию, что ребёнку нужно научиться играть на гитаре, а вы уверены, что ваше чадо обладает музыкальными способностями, то у вас есть еще один год на размышление. Пусть гитарный перезвон звучит в каждом доме.