Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

23.07.2020 07:39 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 23.07.2020 г.

Отпел гудок заводской

Автор: Н. ЗАКОЖУРНИКОВА. Снимок Ю.Дунаева

Нина Федоровна Закожурникова рассказала на страницах «Алапаевской газеты» о славной истории Верхне-Синячихинского металлургического завода, а также о ситуации, которая сложилась на заводе в 2010 году, когда группа «МАИР», использовав активы предприятия, передала завод в управление московской компании «НИГМАС», остановившей производственный процесс. В октябре 2014 г. завод вошел в состав ЗАО «Группа развития управления» челябинского бизнесмена Д.Черкасова, возобновившего работу на заводе. Однако радость была недолгой. В 2015 году доменная печь была остановлена, а в 2019 году земля завода продана жительнице Санкт­Петербурга, которая, как считают бывшие работники ВСМЗ, входит в «Группу развития управления». Что происходит, куда пропали деньги, взятые на модернизацию производства? 

«Я не хочу судьбу иную… Мне ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня…»

Так пелось в красивой песне на стихи А.Фатьянова. Была уверенность рабочих в стабильной жизни, менять родную проходную не хотелось. Почти 250 лет работал В.-Синячихинский металлургический завод. Не одно поколение металлургов выросло. Завод дал начало поселку с его славной историей. Жизнь завода началась в 1769 г. по распоряжению императрицы Екатерины II. Завод производил металл, формировал рабочий костяк. Разные периоды были. Во время Отечественной войны 1812 г. на заводе изготовлено почти 1500 бомб, более 10 тыс. артиллерийских снарядов. В 1850 г. новый управляющий горнозаводскими заводами И.П.Чайковский возродил завод, дополнив коренными преобразованиями. Продукция завода высоко ценилась на международных и всероссийских выставках. С 1865 по 1882 г. продукция завода была отмечена 14 наградами. В 1910 г. акционерное общество решило построить новый завод с полным металлургическим циклом, современной техникой. Новая доменная печь была первой в Алапаевском округе, оборудованной скиповым подъемником. Производительность доменной печи составляла до 20 тонн, а двух мартеновских печей – до 50 тонн в сутки. Строительство узкоколейной железной дороги, появление на заводе электричества сказалось на росте производительности труда. Жизнь рабочих была трудной, бесправной, безрадостной, но было главное — работа. Начавшаяся I мировая война, а затем Гражданская война затормозили развитие завода. Только в 1926 г. была налажена работа.

После 1917 г. изменилось положение рабочих. Они стали полноправными хозяевами, через общественные организации: профсоюзную, партийную, комсомольскую – участвовали в решении жизненно важных вопросов производства. В 1952 г. проведена реконструкция доменной печи. Газета «Алапаевская искра» 20.02.1963 писала: «Среди доменщиков В-Синячихинского металлургического завода ширится движение за лучшие показатели в работе. Тон в соревновании задает смена мастера Павла Чечулина, где старшим горновым Иван Маньков. Только она записала на свой лицевой счет в феврале 70 т. сверхпланового чугуна и глиноземистого шлака». Эта же газета от 06.02.1973 г. : «Металлурги В-Синячихинского завода ... с первых дней января успешно выполняли задания по выплавке чугуна и стали. Мартеновцы месячный план выполнили на 101,2 %.... Только 53 сверхплановых тонны выдала бригада мастера В.И.Квашнина, где сталеваром Н.П.Закожурников. Металл только отличного качества».

В 1987 г. благодаря разработкам директора завода Г.А. Урявина, кандидата технических наук, домна переходит на выпуск медистого чугуна. Завод работал стабильно, осваивая и внедряя новые направления в работе. Был энтузиазм, уверенность в завтрашнем дне. Коллектив завода пополнялся новыми кадрами. Интересная заводская жизнь, стабильно хорошая заработная плата привлекали молодых людей. Была вера в постоянное улучшение жизненных условий. Территория завода утопала в зелени: аллея до проходной, клумбы у столовой, новые бытовые, прекрасный здравпункт, возможность получить лечение после обследования областными докторами, проведенного прямо в заводе. Рабочие многое имели и стремились к лучшему.

Но пришли лихие 90-е годы, произошли изменения в государстве, связанные с переменой форм собственности, утверждением рыночных отношений. Утверждалось, что рынок урегулирует все сложные производственные вопросы. Ваучерная приватизация, обещавшая по две «Волги» за ваучер, опьянила головы людей, привыкших верить власти. «Волги», даже одной, никто не получил, а ваучеры уходили за бесценок, завод попал в частные руки. Успешно развивающееся предприятие стало лакомым кусочком. В июле 1997 г. предприятие вошло в состав московской промышленной группы «МАИР». Вначале все шло хорошо, предприятие выпускало чугун, соответствующий ГОСТу, с объемом производства до 12,5 тыс. тонн в месяц, сбыт был устойчивый. Настораживала чехарда с частой сменой руководителей завода, которые менялись каждые 6 месяцев. Руководители группы «МАИР», использовав ресурсы и доходы завода, в марте 2010 г. передают завод новым владельцам — московской компании «НИГМАС», которая остановила производственный процесс 15.06.2012 г. Рабочие остались без работы, без зарплаты и начали борьбу за свое предприятие. Иерархия владельцев управления завода выглядит довольно сложно. Управление заводом осуществляет ООО «НИГМАС», имущество предприятия принадлежит ООО «Волга-Cap», владельцы которого находятся на Кипре, а инвестирует средства в производство московский банк «Петрокоммерц». Начавшиеся забастовки рабочих, их голодовка привлекла внимание. К рабочим приезжали глава района В.А.Заводов, его заместитель О.М.Торсунов, зам. министра промышленности Свердловской области В.В.Турлаев, председатель правительства А.Л.Гредин, вопрос был на контроле прокурора А.В.Мухаева. Были обещания по выплате заработной платы и возобновлению работы завода.

В октябре 2014 г. завод вошел в состав ЗАО «Группа развития управления» челябинского бизнесмена Д.Черкасова. Завод получил название ООО «Литой элемент ВСМЗ». На рабочие места вернулось 500 чел., но радость была коротка. В начале ноября 2015 г. доменная печь остановлена. Предприятие признано банкротом, введено конкурсное управление, задача которого продать имущество, чтобы рассчитаться с накопившимися долгами. С ноября 2015 г. шла распродажа, видимо, долгов было так много, что, продав все, дошли до распила домны. С болью смотрят бывшие рабочие, как не один год уничтожается творение рук отцов и дедов. Сколько же накоплено долгов за столетия успешно работающим предприятием? Все решалось хозяевами, а рабочие стали не нужны. Сейчас они понимают, когда была настоящая забота о человеке труда. Успешные московские менеджеры по цене бульдозера, по утверждению рабочих, купили завод, ничего не модернизировали, не создали нового, ничего не построили, а, как хозяева сегодняшней жизни, взяв все, что можно было выжать, бросили поселок, людей, обрекая на самостоятельное выживание. Ссылки на старое оборудование не вяжутся с долгами, которые были взяты для модернизации. Ее не произошло, а деньги пропали. Где? Для ликвидации долгов продано все. В июле 2019 г. и земля завода продана жительнице С-Петербурга. Еще из разговоров с бывшими работниками завода выяснилось, что покупательница входит в «Группу развития управления». Что, выкупила у себя? Наши власти в эти вопросы не вникают, т.к. это частная собственность, а что жители их территории стали безработными, вывезены богатства, созданные поколениями металлургов, их не волнует? Молчит и депутатский корпус. А вопросы есть. Как накопились долги у успешно работающего предприятия и чем объясняется отсутствие затрат на модернизацию, просто обновление чего-либо в производстве? Какова перспектива использования приобретенной земли завода новым владельцем? Как решен вопрос по собственности земли, занятой под плотину? Какие рабочие места планируется создать в поселке для высвободившихся рабочих рук и планируется ли рост населения поселка? Жизнь есть только тогда, когда есть интересная работа, достойная зарплата и возможность самореализации.

Да, обман 90-х удался, но обман не прошел бесследно, потеряна вера во власть. Сейчас, когда химкомбинат переживает сложные времена, уже нет веры, что все нормализуется, хотя губернатор говорит о больших перспективах этого предприятия, — потеряна у людей вера. Как бы не закрылась еще одна заводская проходная.

Н. ЗАКОЖУРНИКОВА

От редакции:

С просьбой дать свои ответы по актуальной статье Н.Ф. Закожурниковой редакция обратилась к главе Верхнесинячихинской поселковой администрации Т.Ю. Норициной.

Получен следующий её ответ: «К сожалению, ответить могу только на один вопрос: как решен вопрос по собственности земли, занятой под плотину. Ведутся переговоры с собственником земельного участка о передаче в муниципалитет части земельного участка (под плотиной). По остальным вопросам рекомендую обратиться к главе МО Алапаевское К.И. Дееву».

Редакция обращается к главе муниципального образования К.И. Дееву с просьбой ответить на животрепещущие вопросы перспективы названного предприятия и, соответственно, поселка Верхняя Синячиха.

Готовы опубликовать и ответы по существу от собственников земли. Это нужно всем!

В. ПЕРЕВОЗЧИКОВ, зам. главного редактора. Снимок Ю. Дунаева

69