Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

19.11.2020 10:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 19.11.2020 г.

Забытая история: Андрей Бужанинов и деревня Алапаиха

Автор: Д.КЛЕЩЕВ. Снимок автора

Если найти в Википедии статью, посвященную городу Алапаевску, то там можно прочесть буквально следующее: «Алапаевск берет свое начало с деревни Алапаихи, основанной в 1639 году на берегу одноименной речки близ места ее впадения в реку Нейву». На самом деле деревня Алапаиха, основанная Бужаниновым в 1639 году, находится на берегу Нейвы, в нескольких верстах от речки Алапаихи. Почему наша история постепенно искажается и что нужно сделать, чтобы предотвратить путаницу? Нужен ли городу памятник основателю Алапаевска Андрею Бужанинову? «АГ» приглашает к обсуждению.

Подавляющее большинство людей (не только алапаевцев, а вообще всех пользователей интернета) использует информацию сайтов, редко проверяя, насколько сведения в той же Википедии соответствуют действительности. Если найти в Википедии статью, посвященную городу Алапаевску, то там можно прочесть буквально следующее: «Алапаевск берет свое начало с деревни Алапаихи, основанной в 1639 году на берегу одноименной речки близ места ее впадения в реку Нейву». Те же слова – на популярном сайте «Ураловед». Между тем «народная энциклопедия» отражает искаженную картину, которая закрепилась в общественном сознании.

Пожалуй, только жители деревни Нейво-Алапаихи, той самой деревни, которую в 1639 году основал боярский сын Андрей Бужанинов, осознают, что деревня расположена не там, куда ее поместили авторы Википедии. Деревня находится на берегу Нейвы, в нескольких верстах от речки Алапаихи, которая являлась естественной границей земельных наделов и покосов, отчего деревня и получила свое название. Расположение на берегу Нейвы объясняется тем, что деревня Алапаиха была cвязана с Мурзинской слободой, основанной Бужаниновым в том же 1639 году, а река Нейва представляла тогда наиболее удобный путь сообщения между этими поселениями и Невьянской слободой. Самые первые дома XVII века были срублены в Алапаихе на месте нынешней улицы Советской. Что касается поселения на берегу речки Алапаихи близ ее впадения в Нейву, то оно появилось несколько позже и разрослось в годы строительства Алапаевского завода, заложенного в соответствии с указом Петра I от 1702 года.

Поскольку деревня Алапаиха располагается не там, где сейчас находится центр города, некоторые исследователи предлагают перенести год основания Алапаевска. В качестве аргумента они приводят то обстоятельство, что долгое время Алапаиха считалась отдельной административной единицей. При этом забывают сказать, что Алапаевский завод — так называли поселение до получения городского статуса — возник на территории, первоначально отведенной Бужаниновым для деревни Алапаихи. По тем временам собственно деревней или слободой считались отведенные ей земельные угодья, а не только место застройки крестьянских домов. Все тяготы строительства завода, благодаря которому Алапаевск получил городской статус, разумеется, легли на плечи деревенских жителей, которые в числе других крестьян стали первыми рабочими, приписанными к заводу.

Кстати говоря, Алапаиха, судя по численности населения, практически не пострадала в XVII веке от «башкирского бунта», как Мурзинка или Арамашевская слобода. А вот при строительстве завода численность деревни резко сократилась и долго не могла восстановиться. Так что непонятно, с чем связано настойчивое желание вычеркнуть деревню Алапаиху из истории Алапаевска. Конечно, задолго до Бужанинова на алапаевской земле располагались стоянки вогульских охотников и скотоводов. По следам письменности на алапаевских скалах нам известно, что люди в этих местах селились даже 5 тысяч лет тому назад. Но везде датой основания города считается первое письменное упоминание о поселении, поэтому с исторической точки зрения 1639 год как дата основания Алапаевска не вызывает сомнений.

К сожалению, в наши дни для некоторых горожан деревня Алапаиха — всего лишь одна из окраин, куда они вывозят мусор и где сливают ЖБО. Весьма символичное отношение к своим истокам, вызванное забвением истории и самой личности Андрея Бужанинова. Как известно, в Алапаевске не нашлось ни одной улицы, в названии которой было бы увековечено имя основателя города. Стоит ли удивляться, что история возникновения Алапаевска вольно или невольно фальсифицируется?

Андрей Бужанинов действительно достоин того, чтобы о нем помнили. Дело в том, что для основания Алапаихи и Мурзинки он самовольно перевел крестьян Невьянской слободы на новые места, нарушив крепостное право. Устно он заручился поддержкой тобольского воеводы Вронского, но верхотурский воевода Корсаков приказал за своевольство бить Бужанинова батогами. Хотя впоследствии решение Андрея Бужанинова об освоении новых пахотных земель было полностью оправдано. Расселив крестьян на новых землях, он увеличил поставки хлеба для первых поселенцев Восточной Сибири, где начинался голод. В то время Бужанинов являлся одним из самых крупных поставщиков хлеба во всем Верхотурско-Тобольском регионе (Грачев В., Займогов А., Попова Л. Слободы и слободчики Урала и Западной Сибири. Екб., 2014. С.37).

Что и говорить, за триста восемьдесят лет дела у деревни с городом складывались по-разному. Неслучайно именно в деревне Алапаихе в марте 1905 года находился «подпольный штаб» первого в России совета рабочих (за семь месяцев до их создания в Санкт-Петербурге). Тогда деревню Алапаиху называли Свободной Швейцарией, а в 1907 году житель деревни Гаврила Кабаков был избран в состав II Государственной думы Российской империи. Какое-то время он даже входил в совет всей фракции трудовиков. Кто знает, если бы правительство тогда прислушалось к чаяниям простых жителей деревни Алапаихи, может, и не возникло бы предпосылок для революции 1917 года, в результате которой был расстрелян, как бывший депутат-эсэр Государственной думы, и сам Гаврила Кабаков, не понаслышке знавший и быт русских крестьян, и тяжелый труд на заводских рудниках.

Вот такая сложная у Алапаевска, да и у всей нашей Родины, история. При всем желании историю деревни Алапаихи не вычеркнешь из истории города. А то, что жители деревни до сих пор используют забытое многими алапаевцами историческое название, то это дорогого стоит! Это значит, что историческая память жива, и пока она жива, никто не перечеркнет нашу историю.

P.S. Кто интересуется историей первых алапаевских фамилий Подкорытовых, Кабаковых, Фоминых, Елфимовых, Игнатьевых и других, рекомендую найти в интернете краеведческую статью И.Елфимова «Из истории д.Алапаихи, фамилии Кабаковы, Подкорытовы», которая была использована при подготовке данного материала.

447