Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

06.06.2019 08:19 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 06.06.2019 г.

Посёлок подумал – ученья идут

Автор: В.КИСЛЫХ. Снимки Ю.Балыбердина

Ровно пятьдесят лет назад близ поселка Махнево разбился военный самолет. Обстоятельства катастрофы и фамилии погибших долго не были известны широкой общественности, пока не была проведена поисковая работа в военных архивах. Ценой своей жизни летчики Ю.Левшин и Н.Илюшкин отвели падающий самолет от поселка, спасая жизни людей.

Вечером 4 июня 1969 года с военного аэродрома Салка, расположенного недалеко от города Н-Тагил, в воздух поднялся истребитель МИГ–15 УТИ (наиболее массовый учебно-тренировочный двухместный самолет). Его пилотировали майор Левшин Ю.И. и ст. лейтенант Илюшкин Н.В. Летчикам предстояло выполнить очередной тренировочный полет. Через 30 минут после взлета от них по радио поступило сообщение, что тяга двигателя резко упала, после чего связь с экипажем прервалась. Поздним вечером житель села Мугай А. Шабунин видел, как низко над селом пролетел в сторону поселка Махнево военный самолет. Утром 5 июня обломки самолета МИГ-15 УТИ были обнаружены местными жителями у деревни Гора Малыгина, примерно в шести километрах от Махнево. Летчики Левшин Ю.И. и Илюшкин Н.В. в результате катастрофы погибли. При проведении служебного расследования было установлено, что самолет разбился по причине попадания птицы на лопатки турбины двигателя. Майор Левшин и ст. лейтенант Илюшкин до последней секунды боролись за боевую машину. У них была реальная возможность катапультироваться и спасти себя, однако они понимали, что, если покинут самолет, он превратится в неуправляемый многотонный стальной снаряд, заправленный горючим, и может упасть на поселок Махнево или любой другой населенный пункт, расположенный в округе. Здесь надо уточнить, что минимальная высота катапультирования из этого типа самолетов 450 метров. Ценой своей жизни летчики спасли многих людей от гибели. На месте падения истребителя образовалась глубокая воронка, а двигатель самолета доставали из земли специальной техникой с глубины шести метров.

Обстоятельства катастрофы и фамилии погибших летчиков до 2002 года были неизвестны широкой общественности. После активной поисковой работы в военных архивах сотрудники махневского школьного музея получили довольно полную информацию о том трагическом событии. В ходе поисковой работы выяснилось, что майор Ю.И. Левшин был в то время командиром эскадрильи. В 2004 году его друг и однополчанин, полковник в отставке, летчик-снайпер Г.П.Пастухов вспоминал, что Ю.И. Левшин был первоклассным летчиком и не раз находил выход из критических ситуаций во время полетов. Однажды, при совершении посадки на аэродром, сломалась правая стойка шасси, но летчик сумел предотвратить аварию и успешно закончил полет.

Еще хочется напомнить читателям, что годом ранее, в марте 1968 года, на точно таком же самолете разбились первый космонавт земли Ю. Гагарин и полковник В.Серегин.

В 2002 году махневские школьники на месте гибели героев-летчиков майора Левшина и ст. лейтенанта Илюшкина установили памятный знак. В махневской школе ежегодно 4 июня проходят мероприятия, посвященные тем далеким трагическим событиям.

99