Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

21.03.2019 09:19 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 21.03.2019 г.

Подарок Бажову из Алапаевска

Автор: Татьяна Кривоногова Источник: www.magazines.russ.ru/ural/2003/2/cher.html

В екатеринбургском Доме-музее уральского писателя П.П. Бажова более полувека хранилось круглое живописное панно с портретом Павла Петровича и восемью сюжетами по его сказам, написанное в Алапаевске. По характеру портрета, рисунку сказовых сюжетов, живописному орнаменту чувствуется рука художника своеобразного и одаренного. 

В фондах Объединенного музея писателей Урала, куда входит Дом-музей Бажова, это произведение зарегистрировали, но имя автора известно не было. К счастью, ключ к разгадке оказался в самом произведении. На портрете — надпись: “П.П. Бажову. Картины из Каменного цветка и других сказов. Алапаевск, 1948 г.”. Вместо подписи затейливо выведенные инициалы — «ВГ» . Известно, что на рубеже ХIХ—ХХ вв. на Урале широкое развитие получила народная живопись по дереву, бересте, металлу. Алапаевск был одним из центров этого искусства. В середине ХХ века еще сохранялись его традиции. Казалось бы, логично искать автора среди оставшихся мастеров, их последователей. Но здесь был совсем другой стиль — в графической и живописной манере некоторых сюжетов видна была связь с традициями востока, скорее всего, Китая (Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка). Встреча в Екатеринбурге с И.Д. Самойловым, основателем и директором Музея деревянного зодчества и народного быта в Нижней Синячихе, несколько прояснила ситуацию. Он предположил, что, судя по инициалам, автором этого произведения является Вера Городилина.

Когда приближался семидесятилетний юбилей П.П. Бажова, Вера Бориосвна и решила подготовить ему личный подарок. Приехав в Свердловск, посетила дом писателя и вручила панно. Павел Петрович был доброжелателен, принял панно, поблагодарил. Но, рассматривая рисунки, посетовал, что в них нет уральского колорита. “Здесь Уралом не пахнет”, — сказал он.

В доме Бажовых было много произведений декоративно-прикладного искусства, и для панно не нашлось достойного места, так оно и пролежало среди других не попавших в экспозицию подарков и было забыто. Теперь, по прошествии многих лет, ценность произведения, несомненно, возросла. Во-первых, это прижизненное произведение, имеющее непосредственное отношение к уральскому писателю. Во-вторых, иной стиль полотна, напоминающий иллюстрации книг Бажова, изданных в Китае, Японии, Иране и многих западных странах, что само по себе вызывает определенный научный интерес.

34