Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

24.01.2019 08:38 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 24.01.2019 г.

Коптеловский театральный феномен

Автор: Ольга СИМОНОВА. Снимки Юрия Дунаева и из архива театра

В течение сорокалетней режиссёрской деятельности Е.В. Деревянченко в Коптеловском Доме культуры были поставлены 64 спектакля. Как живет и какие творческие задачи сегодня ставит перед собой уникальный театральный коллектив, читателям "АГ" рассказала Ольга СИМОНОВА.

Истоки

2019 год для Коптеловского Дома культуры, как, впрочем, и для села в целом, является знаковым годом. Ровно 100 лет назад в селе Коптелово в здании бывшей волостной управы был открыт народный дом, или изба-читальня. С этого момента можно исчислять и историю культуры Коптелово, т.к. молодежь, что собиралась здесь на посиделках, не только читала брошюры, проводила собрания, но и пела под гармонь, танцевала кадрили — в это время в Коптелово уже ставились спектакли! Примечательно, что в репертуаре сельского драмкружка были не только пьесы с революционной тематикой, был и Мольер, и Шекспир, и Островский. В спектаклях играли деревенские ребята. Иногда гастролировали: запрягали лошадь в телегу, грузили декорации и шли пешком за лошадью из деревни в деревню. Организатором драмкружка и постановщиком была первая комсомолка, учитель Юлия Дмитриевна Телегина.

Ныне существует стойкое мнение, что именно с 1919 года начинает свою историю клубная просветительская работа. А я наберусь смелости и скажу, что сто лет назад здесь зародилось такое уникальное явление, как уникальный сельский театр.

С постройкой здания нового Дома культуры возможностей заниматься театральным искусством стало намного больше. Директор ДК Георгий Павлович Битяев – первый, кто получил звание «Заслуженный работник культуры» в Алапаевском районе, интеллектуал и интеллигент, любил театр и во всём поддерживал творчески окрылённых людей. В конце 60-х в Коптелово приезжает молодой специалист, выпускница Свердловского областного культпросветучилища, режиссёр театра Елена Владимировна Деревянченко. Под её руководством объединение театралов-любителей обретает новое дыхание. В 1968 году постановкой спектакля «Домик на окраине» А. Арбузова был открыт первый театральный сезон, положивший начало постоянным, ежегодным встречам со зрителем.

Самыми активными участниками коллектива были: В.М. Христолюбов, Н.А. Сальникова, К.А. Сютрюкова, Е.Г. Кожевникова, И.И. Госькова, Г.И. Кузнецова, Л.Ф. Русаков, С.С. Посаженников. В театре играли и учителя, и работники больницы, колхоза, карьера: А.Н. Исламов — начальник карьера, Г.А. Черепанов — механик, Н.В. Кабанов — электрик. Уже первые работы артистов, такие спектакли, как «Солдатская вдова» Н. Анкилова, «Вечно живые» В. Розова, «Январский ветер» и «Тайна исповеди» И. Эвальд показали, что появился серьезный творческий коллектив. Коптеловцы очень любили свой театр, приходили на все спектакли. Премьерные показы проходили при переполненных залах. О театре стали писать в местных и областных газетах. В Коптелово зачастили режиссеры из Свердловска. Их удивляла самоотдача и профессионализм, с которым работали артисты-любители.

В течение сорокалетней режиссёрской деятельности Е.В. Деревянченко были поставлены 64 спектакля. Можно сказать, что ею был создан уникальный театральный коллектив – активно работающий самобытный театр. Как режиссёр она обладала уникальными качествами организатора, умела сплотить людей разного возраста, социального статуса, разных профессий и буквально влюбить в театр. В период своего творческого расцвета репертуар театра состоял из достойнейшего материала: «Последний срок» и «Деньги для Марии» В. Распутина, «Святой и грешный» М. Ворфоломеева, «Порог» А. Дударева, «Этот странный русский» В. Чичкова, «Банкрот» А. Островского, «Иван и Мадонна» А. Кудрявцева, «Чудики» В. Шукшина, «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова...

Сельские артисты играли на театральных площадках Екатеринбурга, Талицы, Первоуральска, Верхней Пышмы, Сухого Лога, Асбеста, Ревды, Алапаевска, п. Малышево и других. В 1978 году любительскому театру «Чудики» было присвоено звание народного. Театр неоднократно становился лауреатом областных фестивалей народного творчества, награждён дипломом Союза писателей России, дипломом Малого театра, двумя медалями Всероссийского смотра самодеятельного творчества. В 2007 году коллектив участвовал в I Международном фестивале «И смех, и слезы, и любовь…» в городе Заречный со спектаклем «Хозяин бани» по В. Шукшину. Надо отметить, что задолго до этого события за успехи в режиссёрской работе и многолетний вклад в развитие культуры на селе Е.В. Деревянченко было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Любовь зрителя бесценна

Вот что вспоминает Елена Владимировна: «Мы много ездили со спектаклями по району, играли в деревенских клубах, где на маленьких сценах не хватало места для декораций. Актерам приходилось играть в зале, а зрителям садиться на стулья и скамейки, принесенные из дома. Но как тепло нас встречали и ждали! Это дорогого стоило! Театр знали и любили не только в Коптелово, но и за его пределами. Каждая премьера проходила при полном аншлаге. Это был не просто праздник души, но итог большой и трудной работы.

Зачастую репетиции начинались после последних киносеансов, в 22 часа, и заканчивались далеко за полночь… Вознаграждение — бурные аплодисменты, любовь и уважение зрителей, односельчан. На каждую премьеру приезжала областная комиссия для приемки спектакля. Режиссер Свердловского драмтеатра В.И. Анисимов (ныне профессор кафедры режиссуры ЕТИ) приезжал не только на премьеры, но и на репетиции, проводил на базе нашего театра областные семинары. Бережно относился к артистам, вселял в них надежду и гордость. Оказывал по возможности помощь с костюмами, музыкальными записями, гримом, осветительными лампами.

В восьмидесятые годы в театре играли: А.Л. Страхов, Н.И. Ермилов, Ф.И. Деревянченко, А.А. Лисицын, Э.А. Клещев, С.М. Губина, Л. В. Молокова, Л.Р. Борисихина, Н. А. Киселева. Но у взрослого коллектива был и детский театр-спутник «Родничок», руководителем которого была Т.П. Каляева. Маленькие артисты вырастали и становились участниками взрослого состава театра «Чудики». А режиссёрскую работу С.А. Новиковой – спектакль «Золушка» – посмотрели почти все школы района. Юным артистам также представилась возможность выступать на областных фестивалях театрального творчества, получали бесценный сценический опыт.

После нескольких лет вынужденного театрального перерыва театр «Чудики» вновь показал и доказал свою неповторимую самобытность. В 2017 году на региональном фестивале любительских театральных коллективов в городе Верхняя Салда народный коллектив любительского художественного творчества театр «Чудики» со спектаклем «Пелагея и Алька» по мотивам повести Ф. Абрамова стал дипломантом I степени. Поставил спектакль уже другой режиссёр – Татьяна Александровна Третьякова.

Результаты участия в данном фестивале: диплом I степени, диплом лауреата «За лучшую женскую роль», диплом лауреата «За возвращение к истокам» – дали возможность подтвердить звание народного коллектива.

Искала дом – нашла театр

Она решила давно: вот выйдет на заслуженный отдых и обязательно переедет жить в деревню. Мечта осуществлялась постепенно, в течение полутора лет. Женщина в поисках идеального места жительства и дома объездила половину территории Алапаевского района аж до самого Ирбита и остановилась на Коптелово. Его живописные окрестности, особенная деревенская атмосфера поразили Татьяну: здесь и дышалось как-то по-особенному, и внутренний голос говорил: «это моё место». И вот она уже гуляет по берегу реки, наслаждается природой, тишиной, работой в огороде и внутренним спокойствием. Так прошло несколько лет…

Новая деревенская жительница, режиссёр по образованию, и подумать не могла, что именно здесь, в тихой уральской глубинке, она вновь с головой уйдёт в стихию театрального искусства, снова начнёт работать в профессии. Настолько это было непредсказуемо… Но, как говорится, мы полагаем, а Бог располагает. Совершенно случайно (хотя ничего случайного не бывает) она узнаёт, что в Коптелово есть Дом культуры, а в нём активно работают сильные творческие коллективы. Только в народном театре сейчас временный застой. Нет человека, который бы смог поставить хороший спектакль на достойном материале, с которым коллектив защитил бы звание народного.

После собеседования, немного подумав, Татьяна Александровна согласилась поработать и взялась за дело. Изучив всю историю сельского театра, поговорив с людьми, она приняла решение, что для новой постановки нужна такая тема, которая была бы близка исполнителям. Она остановила свой выбор на повести Ф. Абрамова «Пелагея и Алька» о судьбе простой деревенской женщины, на долю которой выпало много невзгод. Выбор оказался абсолютно верным. Премьерный показ доказал – тема противостояния города и деревни понятна и близка людям. Некоторых зрителей новый спектакль и игра актёров растрогали до слёз. Настолько проникновенно это было сыграно! Действительно, человек всегда питается своими корнями, и, куда бы ни забросила нас судьба, корни родного дома будут давать нам жизненные силы.

Свет новых звезд

Татьяне Александровне пришлось нелегко, не хватало исполнителей на мужские роли. И тогда на сцену с огромным желанием вернулись ветераны коптеловской сцены – Владимир Ерёмин, Анатолий Лисицын, которые с достоинством показали своё актёрское мастерство. За самый кратчайший срок, буквально за одно лето она сумела найти нужных актёров, сплотить коллектив, убедить труппу в верности выбранного материала и сделала спектакль, который получился целостным и мощным. В ноябре 2017 года коллектив уже привёз «Пелагею и Альку» в Верхнюю Салду на фестиваль. Теперь-то мы уже знаем, что работа нового режиссёра оказалась весьма удачной. Чтобы познакомиться с Татьяной Александровной лично, мы приехали в Коптелово.

За то время, как Т.А. Третьякова возглавила народный театр, и актёры, и режиссёр прошли непростой этап узнавания друг друга. И сейчас Татьяна Александровна может рассказывать о каждом из них часами. И, как это всегда и бывает, рядом с именами актеров-ветеранов появились новые имена, зажглись новые театральные звездочки. Так, в спектакле «Беда от нежного сердца» по Сологубу вместе с опытными актерами играли и начинающие. Эти актёры – Наталья Исакова, Ма рия Галышева, Богуслав Венгловский, Ирина Рыбкина, Андрей Молчанов, Анна Основина и Людмила Кабанова– составили истинный партнёрский ансамбль.

О Вере Павловне Галицкой можно писать отдельно. Когда режиссёр услышала, как Вера Павловна читает стихи, то в мгновение поняла – это Пелагея. Только эта актриса с её внутренней наполненностью, верой может осилить такой объёмный, глубокий образ. При этом Татьяна Александровна считает, что Вера Павловна как драматическая актриса еще не до конца раскрылась. Эй по силам как трагические, так и комедийные роли – настолько широка её актёрская природа.

Другая главная исполнительница спектакля «Пелагея и Алька» — Анна Викторовна Основина. На её хрупкие плечи легла непростая роль. Алька – полная противоположность своей матери. Она натура беспокойная, ищущая, со своим пониманием счастья. И режиссёр не ошиблась, увидев в молодой актрисе огромный потенциал и артистический талант. А ведь мало кто верил, что она раскроет столь противоречивый и многоплановый образ. Анна изначально видела свою героиню только в отрицательном свете. И режиссёру было непросто, и самой актрисе. Но, как показала жизнь, Анна оказалась на своём месте – она справилась и с ролью, и с большим объёмом текста.

К сожалению, в тот вечер не было ни Максима Упорова (исполнителя роли Мити), ни Ольги Ставровой (исполнительницы роли Христофоровны), занятых в спектакле «Пелагея и Алька». В спектакле «Пелагея и Алька» нет проходных ролей. Каждый образ несет в себе свою философию.

Актриса Ольга Николаевна Ставрова создала образ Христофоровны – миролюбивой, доброй, понимающей, готовой всех понять и прийти на помощь.

А вот Наталья Витальевна Галышева (исполнительница роли Маньки) пришла, да не одна, с малышом на руках. Многодетная мама просто светилась от счастья. Видимо, к реализованному материнству здесь еще приплюсовывается огромное чувство творческого удовлетворения и возможность самовыражения. Наталья подтверждает – игра на сцене даёт большое счастье. А режиссёр подчёркивает, что такая разноплановая актриса может сыграть и бабу деревенскую, и королеву: «Мечтаю сделать на Наталью спектакль с нею в главной роли!»

У медицинского работника Коптеловской ОВП Людмилы Александровны Кабановой (исполнительница роли Лиды) многолетние отношения с театром, которые можно смело назвать и любовью, и привязанностью. Вместе с актрисой Татьяной Рыбкиной они начинали свою актёрскую карьеру еще в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» (режиссёр Е.В. Деревянченко). Театр стал частью их жизни. Это возможность примерить на себя образы разных героинь и окунуться в жизнь неведомую, другую. Это для них не просто хобби, любимое дело, неповторимый личный мир, а своеобразная арт-терапия, которая даёт им силы, восстанавливает для нового трудного рабочего дня.

Скоро коптеловских зрителей ждёт еще одна неповторимая встреча с театром, посвященная его 50-летию. Надеюсь, что это будет настоящее праздничное представление, в котором будет занята влюблённая в сцену команда единомышленников. Режиссёр Т.А. Третьякова также отмечает, что театр – это коллективное творчество, и подчеркивает, что работники Дома культуры продолжают эту хорошую традицию. Так, например, в одной из последних работ – «Вечера на хуторе близ Диканьки» – играют практически все работники Дома культуры. Это А.Ф. Молчанов, Ю.А. Мошкарёва, О.В. Кропачева, З.А. Голубчикова, Д. В. Овчинников, В.П. Галицкая. И я уверена, что любой из них — звукооператор (Артёму Молчанову отдельное спасибо) или исполнитель главной роли – в предстоящий показ, посвященный юбилею театра, подарит свою любовь к театральному искусству такой силы и такой энергетики, что она обязательно дойдёт до каждого зрителя. Таков уж феномен коптеловского театра.

297