Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

16.08.2018 11:49 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 16.08.2018 г.

АУЖД. Развенчивая мифы

Автор: Елена Клещёва. Снимки автора

В депо АУЖД идеальный порядок

В этом году Алапаевская узкоколейная железная дорога отмечает юбилейную дату – 120 лет! Без преувеличения, о нашей узкоколейке знают не только в России, но и за рубежом. Но насколько наши представления об АУЖД соответствуют действительности? Об этом мы поговорили с директором ООО АУЖД МО Алапаевское Олегом Рудольфовичем Булатовым.

- В сознании большинства горожан укрепилось мнение об АУЖД как о предприятии, переживающим не лучшие времена. Мол, вот-вот или обанкротится, или закроется. Так ли это?

- Не так. Действительно, дорога знала несравнимо лучшие времена. Но о закрытии речь точно не ведется. Более того, АУЖД – это стабильное предприятие. С 2010 года, когда сюда пришла новая команда, мы ни разу не допустили банкротства. Стабильно выплачивается заработная плата, без сбоев платятся налоги. Мы ставим перед собой цель – сохранить дорогу как действующее предприятие. Не только у коллектива предприятия, но и у руководства МО Алапаевское, есть понимание, что АУЖД по-настоящему уникальный объект. Действующая узкоколейка, по которой перевозят грузы и пассажиров, на данный момент осталась только у нас в Алапаевске. Единственная в мире!

Помимо исторического значения у нашей дороги есть социальная нагрузка. По ней доставляются грузы и пассажиры в Санкино и Калач. И если с Санкино существует и автомобильное сообщение, то для Калача АУЖД это единственная связь с «большой землей».

Приоритетным для нас сейчас, конечно, является перевозка пассажиров. Грузоперевозка – это не только обслуживание лесозаготовителей, но и доставка почты, продуктов питания, оказание транспортных услуг населению. Для этого на предприятии имеется 10 товарных вагонов, которые защищают груз от воздействия погодных условий и 157 полувагонов для перевозки древесины. С прошлого года грузовые перевозки увеличились, появилось больше заказчиков по перевозке леса в Алапаевск, на станцию Угольная.

- Были времена, когда в СМИ регулярно звучала информация о небезопасности передвижений по узкоколейке. Составы, даже пассажирские, падали. Сейчас таких сообщений нет. По АУЖД действительно стало безопаснее ездить?

- Да, безопаснее. Составы падали из-за ветхости путей: они не ремонтировались десятилетиями. Сгнившие шпалы переставали удерживать рельсы на нормативной ширине, пути разъезжались, подвижной состав сходил с рельсов.

Сейчас работа по приведению путевого хозяйства в порядок ведется постоянно, в плановом режиме. На данный момент заменено 85 процентов шпал. Естественно, сходов подвижного состава стало значительно меньше, передвигаться по АУЖД стало безопаснее. В этом году начались ремонтные работы на участке железнодорожного пути от ст.Чернышевка до ст.Березовка – последнего не ремонтированного участка дороги. К сожалению, это очень тяжелый ручной труд и быстро это не делается.

Помимо путей, инфраструктуру дороги составляют искусственные сооружения, которые также необходимо поддерживать в исправном состоянии. 11 мостов, путепровод, трубы и множество лотков для пропуска воды… все работы выполняются в плановом режиме. Отремонтировано два железнодорожных моста: через реки Кыртомка и Синячиха. Проведен ремонт переезда по улице Бочкарева — заменена звуковая и световая сигнализации, шлагбаумы, уложен новый асфальтобетон на проезжей части.

В 2019 году планируем отремонтировать самый большой железнодорожный мост, который расположен на 116 км главной магистрали через Туру. Уже разработана проектно-сметная документация, получена экспертиза. В планах провести ремонт железнодорожного моста через реку Санкино.

Здания и сооружения не остаются без внимания. Завершен ремонт всей кровли — в депо Алапаевск, на станциях Красная-2 и Угольная, на станциях и в депо Ельничная и Санкино, начат ремонт фасадов зданий, замена окон, внутри помещений проводится косметический ремонт.

В зданиях депо и станции Ельничная смонтирована новая система электрического отопления. Вообще, ведется комплексная работа по энергоснабжению: в работающих котельных (Алапаевск и Санкино) заменены котлы, питающие и сетевые насосы. На территории предприятия и внутри зданий установлено энергосберегающее светодиодное освещение. Все это принесло предприятию существенную экономию по электроэнергии в десятки раз.

- Раньше поездка в маленьких раскачивающихся вагончиках по узкоколейке была своего рода экстремальным видом спорта. За этим некоторые туристы специально приезжали. Насколько сегодня безопасен и комфортабелен подвижной состав на АУЖД?

- В 2014 году за счет средств областного бюджета на Камбарском машиностроительном заводе был приобретен тепловоз ТУ-7А и два плацкартных пассажирских вагона. В вагонах установлена новая система амортизации, исключающая сильное качание во время движения. Светодиодное освещение, купе проводника, улучшенный санузел, система отопления, работающая на дизельном топливе. Этот подвижной состав курсирует по маршруту до Санкино. В нем можно ехать также комфортно, как и в поездах областных и федеральных железнодорожных маршрутов.

Конечно, подвижной состав стареет, а заменять его крайне проблематично именно из-за уникальности узкой колеи. Машиностроители просто перестают выпускать такие вагоны и тепловозы. В депо Алапаевск хорошая материальная база для ремонта подвижного состава, весь текущий и плановый ремонт проводится именно здесь. Весь подвижной состав прошел деповской ремонт: на 15 тепловозах заменены либо отремонтированы двигатели, колесные пары, редуктора, гидропередачи, топливная аппаратура, 14 пассажирских вагонов поддерживаются в исправном состоянии, все тепловозы и вагоны покрашены. В прошлом году приобретена новая мотопомпа и комплект пожарного инвентаря для пожарного поезда, который базируется в депо Санкино.

- Сегодня можно говорить, что Алапаевская узкоколейная дорога становится визитной карточкой города и района для туристов со всех концов света. Насколько дорога готова к встрече туристов?

- В депо постоянно стоят готовыми два состава для туристов: два тепловоза и шесть пассажирских вагонов. В любой момент по заявке мы можем выехать. Мы заключили договор с Верхнесинячихинским музейным объединением, в соответствии с которым предоставляем транспортные услуги, а маршрут Алапаевск – Верхняя Синячиха включен в областную туристическую программу. Что касается транспортных услуг, мы готовы, но туристы у нас бывают не так часто, как хотелось бы. Буквально недавно к нам приезжали туристы из Японии. Уехали в Санкино. Жили там в гостевых домиках неделю. Вернулись все искусанными комарами, но довольными. Все понравилось, собираются к нам снова.

Считаю, для развития туризма, как в городе, так и в районе не хватает хорошего организатора

- Кадровый вопрос. Насколько он остро стоит на Алапаевской узкоколейной железной дороге?

- На сегодняшний день коллектив АУЖД составляет 100 человек. Это минимальное количество работающих за все время существования железной дороги. Более чем на четверть коллектив состоит из пенсионеров. Наши лучшие сотрудники работают на АУЖД всю жизнь. Но проблема есть. Молодежь, несмотря на хорошую оплату труда (40-50 тысяч рублей в месяц) и весь соцпакет, неохотно идет к нам работать, считая труд на железной дороге тяжелым. Особенно это касается службы пути. Но мы верим, ситуация изменится. К нам придут молодые перспективные ребята, умеющие работать и желающие зарабатывать.

440