Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

07.03.2018 08:30 Среда
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от  07.03.2018 г.

Философия сцены, или Сквозь смех, и слёзы, и любовь

Автор: Ольга СИМОНОВА, снимки Евгения Котлова и Елены Клещёвой

«Театральная сцена – удивительная вещь: она может излечить вступившего на неё от многого – от хандры, от невостребованности, от грусти, от депрессии… Вы не поверите, но сцена может избавить и от физической боли. Когда актёр, наполненный желанием играть, выходит на сцену, он забывает обо всём. И немощь проходит… Мне жалко людей, которые не познали это состояние – состояние любви к театру».

Т.П. Пятыгина, режиссёр народного театра «Театрон»

Эксперимент только приветствуется

Зритель, приходя на спектакль, первые три минуты смотрит на актёров и актрис простым оценивающим взглядом, скользя по их внешнему фактурному абрису. А потом случается чудо, которое и зовётся театром – каждый из актёров начинает предъявлять зрителю всё то, что нарабатывается годами – свою харизму, индивидуальность, подкрепленную техникой и умением. Кто-то скажет, что самое главное – обладание актёрским дарованием, талантом, тем, что даётся человеку от природы. Нет! Только труд, только многолетняя репетиционная работа, соединённая с личностными способностями, даёт результат. В совокупности с режиссёрской постановкой, драматургическим материалом зритель и видит тот конечный продукт, который называется спектаклем. Сколько их было за прошедшие 30 лет, каким авторам режиссёр отдавала предпочтение за эти годы – классическим или современным?

Трудно объяснить, какой из спектаклей за три десятилетия был самым изюмистым, самым любимым детищем. С каждым, как с ребёнком: сначала рожаешь, потом растишь, воспитываешь. А если он последний, то его более всех и любишь. Так, наверное, получилось с «Графом Нулиным». Спектакль вышел экспериментальным, современным, пластичным, смелым, наполненным молодой, жизнерадостной энергетикой. И чем больше труппа играет его, тем он более становится живым и энергичным. По большому счету, каждая новая постановка должна быть собственным театральным экспериментом. Так, например, было и с «Чайкой». И пусть до этого уже было сто «Чаек», но именно «Чайка» «Театрона» смогла стать в своё время неповторимым явлением в культурной жизни города, потому что являла собой экспериментальную работу, выполненную коллекционной труппой – коллективом, состоящим из единомышленников. Это ли не предмет гордости режиссёра Пятыгиной? Таков принцип её работы в течение 30 лет, её практическая философия…

Вставшие на крыло

Мы уже знакомили читателей «АГ» с актёрами труппы. Сегодня мы хотим напомнить и о других, не менее ярких, участниках. Более 20 лет в составе коллектива актриса яркого комедийного дарования – Наталья Этманова. «До сих пор помню одну непредсказуемую ситуацию, которая характеризует Наталью как большого профессионала, – вспоминает режиссёр. – Играли «Сказку о золотой и мёртвой». Одна сцена пошла как-то не так, но благодаря её блестящей реакции и смелому выходу, ситуация была спасена. Зрители кричали Наталье «Браво!».

В ряду многоопытных актрис, которые посвятили театру многие годы своей жизни, – Светлана Бусовикова. Яркую и харизматичную Светлану алапаевские зрители более всего помнят в роли Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице», в которой она щедро раскрывала все свои дарования. Пластичная, фактурная, красивая, которой к лицу были все исторические костюмы, любая шляпка и простой русский платок, она купалась в зрительской любви.

Уже не раз отмечалось в предыдущих публикациях, что тот состав «Театрона» был один из самых крепких и сильных по актёрскому составу. А постановки, которые шли с его участием, были практически всегда заканчивались успехом. Здесь в памяти всплывают образы, которые играли такие разные, но колоритные актрисы и актеры: Наталья Белоусова, Дмитрий Стышнов, Дмитрий Никифоров, Надежда Коростылёва, Лариса Важенина, Татьяна Канаматова, Ольга Гурьева. Но только Светлана шла к своей цели так упорно – она получила высшее театральное образование. К сожалению, переехав в Екатеринбург, не нашла там свою нишу. Возможно, всё еще впереди?

А Ирину Ситник, исполнившую роль Аркадиной в чеховской «Чайке», поклонники театрального искусства помнят еще по фамилии Пырина. Сегодня у Ирины прекрасная театральная семья: с мужем – Иваном Ситником, также актёром «Театрона» – они воспитывают дочь. Надо заметить, что семейная тема возникала в атмосфере закулисья уже несколько раз – пять пар, благодаря любви к театру, нашли здесь свои судьбоносные половинки.

«Я бы этому актёру памятник поставила», – с восторгом восклицает режиссёр. Речь идёт о Сергее Черных. Конечно, он заслуживает признательности своего руководителя и коллег по цеху, так как не раз выручал коллектив. А ведь не каждый согласится мотаться на репетиции из Екатеринбурга в Алапаевск! А Черных может. Чтобы еще и еще раз выйти на сцену, он готов ехать при любой погоде и при любых условиях. Просто потому, что его жизнь – это беззаветное и преданное служение сцене.

Одна из самых разносторонних, одарённых и красивых театральных личностей – Виктор Фомин, обладающий блестящей природной фактурой и хорошими голосовыми данными. Он был практически профессиональным человеком в театре, но выбрал Екатеринбург, уехал. Хорошо, что не теряет связь с коллективом. И в Алапаевске его помнят, как главного исполнителя роли блистательного Графа Калиостро, которого Виктор сыграл в спектакле, поставленном по его собственной пьесе. Был случай, когда Виктор получил предложение работать в театре, но профессия эта так и осталась для него прекрасным хобби.

А вот для этих ребят – Наталии Бадировой, Егора Спиридонова и Любови Шестаковой – служение театральному делу стало их профессией. Наталия «заразилась» театральной и киношной атмосферой еще в нежном школьном возрасте. Потом прошла все ступени обучения и взросления. Сейчас работает в московском театре «Варяги», гастролирует по всей стране, снимается в телесериалах. Егор Спиридонов также стал профессиональным актёром театра и кино, воплощает в жизнь собственные проекты. Любовь еще учится в Нижнетагильском социально-педагогическом институте на факультете сценических искусств. По возможности выходит на родную сцену городского Дворца культуры, с желанием помогает в постановке танцев, делится секретами тренингов и актёрского мастерства.

Негасимый свет

Увы, в театре бывает не только смешно, но и грустно. А повод для нашей большой грусти – это воспоминания о ярких театральных звёздах, покинувших этот мир. В нашей памяти навсегда останется Наиль Габитов – один из тех первых, кто вошел в театральный состав еще в начале создания «Театрона». Он был очень талантливым и обладал удивительной способностью владеть зрительным залом. Также был очень хорош на сцене Галий Самигуллин. Хорош своей неповторимой статью, неспешностью, несуетностью и подробным проживанием ролей. Отдельной главой в истории театра стоит такая легендарная личность, как Геннадий Лямин – профессионал самого высокого класса, один из немногих, кому на областном театральном фестивале была вручена премия «Корифей театра» с выдачей соответствующего диплома. А еще был в его сценическом послужном списке диплом за самую яркую роль второго плана. Эту награду Геннадий Никифорович получил в 1999 году на региональном фестивале в Омске за исполнение роли Жевакина в гоголевской «Женитьбе». Когда шли сцены с его участием, жюри просто лежало от смеха… Вот такое он производил неизгладимое впечатление.

Как в этом ряду ушедших звёзд не вспомнить Галия Юсупова? Он был актёром перспективным, порядочным, неплохо владеющим техникой актёрского мастерства. Для Евгения Валдаса абсолютно были неразделимы два понятия: гитара и актёрская песня. Таких музыкально одарённых, харизматичных в театре было три парня. Помимо Евгения дружили с гитарой Игорь Липкин и Андрей Тонкушин. За последние пять лет уход Игоря и Андрея стал для коллектива мощнейшей потерей, раной, которая до сих пор не затянулась. Оба были актёрами от бога, с ярким темпераментом и чувством сценического темпоритма. Андрею Тонкушину на международном театральном фестивале в Заречном был вручен приз «Маска» за лучшую мужскую роль и приз «Маска» за лучший актёрский дуэт (его партнёршей в «Поминальной молитве» тогда была Татьяна Кетова). Кстати, на том же фестивале дочке Игоря Липкина Гале жюри вручило специальный приз «Улыбка фестиваля»!

«Без Тонкушина не было бы «Поминальной молитвы», – вспоминает Т.П. Пятыгина. – Только на такого грамотного, мощного и интеллектуального актёра можно было ставить этот спектакль. Андрей соответствовал всем принципам отбора человека в театр».

«Сцена, Дворец культуры – это мой воздух, мой родной дом», – говорил Александр Нелидин, и поэтому был просто счастлив, когда был приглашен на одну эпизодическую роль в «Поминальной…». Играл с упоением, с удовольствием, словно не мог надышаться… Свет этих звёзд – негасим.

Будущее за ними

«Самый главный на сцене – актёр! – подчеркивает режиссёр. – Но если пришедший сюда молодой человек не способен уяснить для себя принцип четырёх «С»: смелость, самоотдача, самосожжение, самосовершенствование, – то на сцене ему нечего делать. Это жестко, но это так. За три десятилетия таких было много, пришедших с большими амбициями, но так и не уяснивших для себя, что театр – это в первую очередь жертвенность. И только тот, кто поймёт, как он, актёр, может владеть вниманием тысячи глаз, какая мощная ответная энергетика идёт от зрительного зала, кто хоть раз «словит» это волшебное состояние, тот никогда не сможет отказаться от этого ощущения. И я желаю этого состояния всем нашим начинающим актёрам», – заключает режиссер.

130