Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

13.12.2018 11:37 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 13.12.2018 г.

Полмиллиона за развалюху

Автор: Ольга СИМОНОВА, снимок famadviser.ru

Москвин быстро склонил Машу к оформлению сделки рассказами о доме в красивой сельской местности. И стоит, мол, дом недорого — всего 550 000 рублей, и, мол, твоих средств маткапитала хватит на покупку...

Как освоить деньги материнского капитала и не остаться у разбитого корыта? Почему всё чаще и чаще многодетные семьи попадают на удочку нечистоплотных дельцов и вместо того, чтобы улучшить условия проживания своих малолетних детей, практически их ухудшают, а то и вовсе подвергают их жизнь опасности? Может, это происходит из-за юридической малограмотности? Увы, обмана вокруг этой темы достаточно.

Количество мошеннических действий со средствами материнского капитала с каждым годом становится всё больше. Поэтому перед субъектами профилактики семейного неблагополучия сегодня встаёт новая и актуальная задача – проверять условия проживания детей в домах, купленных за материнский капитал. Результат одной такой проверки стал основанием для судебного дела.

Странные горожане

В 2015 году в одном из сел Алапаевского района в маленьком домике поселилась молодая семья. Мама, папа и трое детей, мал мала меньше, приехали из города. В тот год старшему мальчику было шесть лет, девочке два года, а самому маленькому всего годик. Как потом стало известно односельчанам, годовалый малыш был совместным ребёнком супругов. Первые два ребёнка у мамы Маши от предыдущего брака. Но не это интересовало людей. Глядя на то, как горожане пытаются устроиться в доме в непривычных для них сельских условиях, соседи удивлялись: как бывшая хозяйка бабушка Маня умудрилась продать дом? Ведь в последнее время продавать здесь недвижимость было затруднительно. Цены на деревянные дома резко упали, но покупателей всё равно не находилось. Пытливых и любопытных селян удивляло то, что новые хозяева дома на улице Западной называли астрономическую по местным меркам цифру – более 500 тысяч рублей. Столько они заплатили за своё новое жильё. Что же заставило городских переехать жить в село?

И чем больше люди судачили об этом, тем больше удивлялись. А потом шок настиг и саму семью Филимоновых. Вдруг до них дошло, что при покупке дома их обманули! На селе информация расходится быстро. Вскоре стало известно, что сама­то баба Маня получила всего 190 тысяч рублей.

Маленький домик, лавка да печка

Через какое­то время с проверкой нагрянули специалисты Управления социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району. В данном случае их интересовало, на какой объект ушли средства материнского капитала и в каких условиях живут маленькие дети. Увиденное не обрадовало. Не надо быть большим экспертом, чтобы не понять – в столь маленьком домишке могут разместиться человека два. И то им будет тесновато. Было совершенно ясно, что для троих маленьких детей тут очень мало места, и условия проживания не назовёшь комфортными. Жилой дом состоит из двух крохотных комнат. Одна – 13,9 квадратных метра, вторая – 6,3 квадрата. Кухонька – 7 квадратов, прихожая – 8,6. Всего 35,8 квадратных метра.

Прибывшая комиссия также выявила ряд недостатков. Кирпичная печь имела следы разрушения. Косметический ремонт отсутствовал. На потолке следы копоти от печи. Доски пола имели прогибы, подоконники на окнах поражены гнилью, части стен, что имели покраску, от времени потемнели и сильно загрязнились и т.д. и т.п.

Затем на основании справки Алапаевского БТИ было установлено, что, по данным технической инвентаризации, стоимость данного жилого дома по состоянию на 1 января 2015 года может составить 276 432 рубля. Физический износ жилого дома составляет 50%. Заметим, что городские переселенцы купили этот дом за более чем 500 тысяч рублей! Как же так вышло?

Технология обмана

Молодая горожанка Мария Филимонова, имевшая государственный сертификат на материнский (семейный) капитал за рождение второго ребёнка, когда родила третьего, оформила документы на областной материнский капитал и также получила сертификат. Последнему малышу был уже годик, когда семья стала подумывать о собственной жилплощади. Хотелось улучшить свои жилищные условия, воспользовавшись средствами маткапитала. И тут подвернулся молодой человек – специалист, осуществляющий деятельность по оказанию посреднических услуг в сфере недвижимости. Кандидатуру этого самого специалиста Москвина посоветовал хороший знакомый супругов Филимоновых – сосед Черненко, который уже был знаком с Москвиным – последний предлагал ему тот самый злополучный сельский домик. Черненко отказался от покупки, зато вспомнил про Машу Филимонову, которая искала дом, и сообщил об этом Москвину.

Дело закрутилось в августе 2015­го. С первой же встречи Москвин понял намерения Филимоновой. У него еще с весны был на примете сельский дом той самой бабы Мани, которая просила за продажу дома, в котором лет 7­8 уже не проживала, приемлемую сумму – 210 тысяч рублей. Москвин прекрасно понимал, что бывшая воспитанница коррекционной школы плохо ориентируется в вопросах купли­продажи недвижимости, никогда не сталкивалась с этим, и предложил ей свою помощь. Москвин быстро склонил Машу к оформлению сделки рассказами о доме в красивой сельской местности. И стоит, мол, дом недорого – всего 550 000 рублей, и, мол, твоих средств маткапитала хватит на покупку.

Уговаривать Марию долго не пришлось. Она сразу поверила симпатичному и вежливому Москвину и согласилась на покупку дома за эту сумму. Заметим, что, попав под влияние Москвина, она согласилась на сделку не глядя. А тот старался изо всех сил. Он возил её в организацию, где оформили договор купли­продажи недвижимого имущества (с использованием заёмных средств на 550 000 рублей), который Филимонова подписала, потом в банк, где помог Филимоновой открыть расчетный счет. К этому времени он уже оформил договор купли­продажи дома бабы Мани всего за 190 тысяч. А когда пришли деньги на расчетный счет Филимоновой, то снова повёз Марию в банк, где она сняла все деньги и передала их Москвину в качестве оплаты за покупку дома, и, наконец, отвёз многодетную мать к нотариусу для окончательного оформления сделки. Заметим, что в этой схеме ни баба Маня, ни Маша Филимонова друг друга никогда не видели. Между ними был только Москвин, который действовал от лица продавца, то есть бабы Мани, по доверенности. Несложно подсчитать, сколько тысяч после такой махинации осело в кармане услужливого дельца.

Но однажды в сельском домике, где поселились Филимоновы с детьми и пригодность которого вызывала сомнение, появились проверяющие, и всем стало ясно: на лицо обман. Маша Филимонова и её дети стали жертвами хитроумного мошенника. Они заплатили за дом 550 тысяч рублей, тогда как стоил он всего 190 тысяч!

Мошенника кответу!

Когда специалисты Управления социальной политики подали заявления в соответствующие инстанции и началось следствие, Москвин снова начал навещать Марию Филимонову. Он приезжал к ней в деревню, пытался уговорить её отказаться от всех претензий к нему, предлагал за молчание деньги. Но Мария уже поняла, что он обманул её, нажился на её детях, и поддержала свои исковые требования.

Главный вывод и итог этой неприглядной истории такой: договор купли­продажи приобретённого Филимоновой жилья признан недействительным. К такому решению пришел Алапаевский суд. Суд также признал Москвина виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ (своими преступными действиями он причинил Филимоновой материальный ущерб в сумме 360 000 рублей, который относится к крупному размеру), и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 270 тысяч рублей.

Об этических нормах

Несколько слов о морально­этической стороне дела. Хочется подчеркнуть, что господин Москвин прекрасно осознавал, что обманывает многодетную семью, что маленькие дети будут жить в старом маленьком доме, практически без благоустройства. Но всё равно он пошел на обман. Что двигало этим образованным, продвинутым и далеко не бедным человеком? Скорее всего, желание завладеть чужими средствами. Его не смущало то, что он ввергает многодетную семью Филимоновых в сложные жизненные обстоятельства, отягощая тем самым их и без того непростое существование.

Но в нашем обществе есть и ответственные риелторы, которые стоят на стороне закона. Вот что, например, на суде рассказала директор ООО «Агентство недвижимости РАН» (город Реж):

– Риелторскую деятельность стали сертифицировать с 2001 года, что носит добровольный порядок. Данной лазейкой в законодательстве пользуются нечистоплотные риелторы. Согласно профессиональным стандартам, разработанным Всероссийской гильдией риелторов, риелтор при осуществлении своей деятельности должен регламентироваться в обязательном порядке морально­этическими нормами. Перед заключением сделки купли­продажи с использованием средств материнского капитала риелтор должен досконально изучить продаваемый объект на предмет пригодности его для проживания многодетной семьи и на предмет наличия элементов благоустройства: печь, туалет, и т.п. Риелтор обязан заключить договор об оказании риелторских услуг, где прописаны его права, обязанности, размер его вознаграждения и сумма сделки (стоимость объекта). После этого риелтор обязан показать продаваемый им объект недвижимости покупателю с указанием всех недостатков и преимуществ объекта и получить письменное согласие на покупку недвижимого имущества. Затем риелтор обращается в определенную компанию, которая оказывает услуги по предоставлению займа под материнский капитал. После регистрации сделки компания выдаёт денежные средства покупателю, после чего заключает договор купли­продажи для государственной регистрации.

 Все, кто строит планы улучшить свои жилищные условия за счет средств материнского (семейного) капитала, должны отнестись к этому поступку серьёзно, взвешенно, ответственно. Родители, а в первую очередь мамы! Вы должны четко осознавать, что интересы ваших детей превыше всего!

 Все имена в публикации изменены 

133