Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

30.07.2015 08:06 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 30.07.2015 г.

Село на берегу Ницы, где лазурь и синь в каждом доме…

Автор: О. БЕЛОУСОВ, снимки Е. Клещёвой

На улице Молодежной

Это село Голубковское.  На самой восточной границе Алапаевского района. И самое далекое село в МО Алапаевское.

Близ него исчезают сразу две реки – Нейва и Реж, не впадают одна в другую, а сливаются и дают начало новой реке – Нице. На её левом берегу и раскинулось Голубковское.
Ница в Голубковском не только река, «Ница» это ещё и название местной футбольной команды, и про неё сейчас ни к слову, и не случайно, а потому, что за неё когда-то играл действующий глава Голубковской сельской администрации Владимир Борисович Устинов.
И кому, как ни ему, знать все о Голубковском. И не только о Голубковском – ведь кроме Голубковского в состав подопечной ему территории входят ещё четыре населенных пункта: Михалева, Бунькова, Гаранинка и Мокина. Впрочем, не четыре, а три – Мокина существует только на бумаге, реально же – покинутая деревня, никто там уже давно не живет. Территория компактная: Михалева в десяти километрах от Голубковского на запад, Гаранинка – в тех же десяти километрах на север.
В Голубковском и деревнях окрест него сегодня живут 1400 человек, около тысячи из них – в самом Голубковском. В Гаранинке прописано 130, но на самом деле можно застать от 70 до 80, в Буньковой – 99, именно девяносто девять, а не сто, и такая точность, причем без перебирания бумаг, на память, очень располагает к главе голубковской администрации. Впрочем, ничего удивительного, Владимир Борисович тут главой с 2007 года.

В Голубковском есть всё

Точнее, есть всё необходимое и даже достаточное, чтобы не выживать, а нормально жить. Пойдем от начала, то есть от рождения.
Детский сад есть, сегодня тут 65 малышей и готовы принять ещё, очереди за местами нет. Но есть одна проблемка – в самом Голубковском детей взяли за руку и привели в детский сад. А вот ребятишек из Михалевой, Буньковой, Гаранинки доставить сюда непросто — школьным автобусом нельзя, нужен специальный транспорт. Поэтому кого родители сами привезут, того и привезут.
Школа есть – в ней сегодня учится около ста мальчишек и девчонок в младших классах, юношей и девушек – в старших.
Но только вот после окончания школы работу в Голубковском как, впрочем, и в других селах и деревнях, найти непросто. Хотя можно. Только места надо знать!
Владимир Борисович знает эти места наперечет:
- Более 120 человек у нас работают в бюджетных учреждениях – в тех же школе и детском саду, в доме культуры, в историко-этнографическом музее, в медицине — есть ОВП, «скорая помощь», в фельдшерско-акушерских пунктах…
- А у вас не один ФАП?
- Три – в Буньковой, в Михалевой и в Гаранинке. В Буньковой не так давно его капитально отремонтировали. Вот только лабораторию у нас хотят оптимизировать. А этого делать нельзя – у нас в селе областной дом-интернат для престарелых. Куда и как мы их будем возить анализы делать?
Кроме как стать «бюджетником», в Голубковском можно ещё найти работу в хозяйствах предпринимателей Эдуарда Александровича Загуменных и Алексея Николаевича Бунькова. Или устроиться на одну из шести пилорам. Самая большая из них – у Николая Николаевича Фирсова в Михалевой. Ну, и наконец, можно податься в торговлю – в Голубковском работает 7 магазинов, в Буньковой и Михалевой по два, есть один магазин в Гаранинке.
- Но рабочих мест, конечно, недостаточно, — печальный итог подводит Владимир Борисович. — А потому ездят на вахты, чаще всего в Екатеринбург, реже – в Нижний Тагил. А молодежь после окончания школы навсегда уезжает в большие города. Стареет село…

Загуменных

Сегодня градообразующее, а точнее селообразующее предприятие в Голубковском – это хозяйство индивидуального предпринимателя Эдуарда Александровича Загуменных. В 2007 году он выкупил остатки обанкротившегося местного совхоза. Тогда на ферме в Голубковском было 144 коровы. Сегодня у Загуменных тут 800 голов – по 400 дойных и молодняка. Кроме фермы в Голубковском, у него сейчас есть ещё и фермы в Первуновой и Измоденово – вместе с ними получается 1200 голов, дойное стадо – 600 коров.
Надои, правда, небольшие. Как он сам говорит:
- Наверное, хуже всех в районе – 14,7 литра в сутки, 4700-4800 литров с коровы в год. Опыта не хватает. Но ничего, есть кого догонять. Будем догонять.
В планах было в этом году расширить хозяйство почти в два раза – довести дойное стадо до 1200 голов, но… Впрочем, снова слово самому Эдуарду Александровичу.
- Были такие планы. Подписали соглашение и с министерством, и с банком о кредите в 65 миллионов рублей. Я свои денежки вложил, закупил современное оборудование на ферму в Первуновой – молокопровод, холодильники. Выкупил фермы в Махнево – проект готов. Оставалось только коров купить и завезти. Ну и банк в кредите отказал… Сейчас вот выкарабкиваемся, не знаем, как вылезти…
- А почему отказал?
- А откуда я знаю? Они же не объясняют…
- А сколько у вас работает людей на фермах?
- В самом Голубковском – 56 человек, а всего на всех фермах – 86.
- Зарплата большая?
- А это как поработаешь, столько и получишь. Кто-то сорок тысяч заработает, кто-то – пять. От человека зависит. И от погоды ещё – зарядят дожди, как сегодня, и как ты заработаешь? И не виноват никто, ни мы, ни мужики, погода не дает…
Молочное животноводство – основное производство у Загуменных. А гордость – конный двор, где ржут над теми, кто приходит на них посмотреть, кто во весь голос, а кто про себя, 65 орловских рысаков. Когда мы приехали, почти все они были в «пасе», то есть паслись. Нам он показал двоих, но зато самых знаменитых – Кабака и Гордого Драйва. Они оба не раз побеждали в самых престижных бегах. И не только где-то там вдали за рекой, на чужих ипподромах. Но и на своем родном ипподроме, в Голубковском, где раз в год, в феврале, проходят областные конно-спортивные соревнования.
Кабак гарцевал по загону, катался по траве, фыркая от удовольствия.
А Гордого Драйва из стойла, над которым висела табличка с его именем и наградами, вывел на нашу фотосессию тренер Анатолий Иванович Шестаков. Гордый Драйв сиял всей кожей, играл мышцами и смотрел на нас, как воистину благородный гуингнгнм, из тех, у которых Лемюэль Гулливер с благоговением целовал копыта…

От чего у главы болит голова?

Владимир Борисович на секунду задумывается:
- Сейчас, наверное, больше всего вывоз ТБО людей беспокоит…
- Твердых бытовых отходов?
- Да. Свалку у нас закрыли – я её уже ликвидировал, рекультивировал всё. В марте «Региональная энергетическая компания» из Алапаевска поставила у нас в Голубковском, Михалевой и Буньковой контейнеры для мусора. Пока очень тяжело у нас эти перемены приживаются.
- Почему?
- С человека 77 рублей в месяц для села это накладно. Если большая семья, то под 400-500 рублей в месяц выходит. Правда многодетным, ветеранам и бюджетникам это потом компенсируется. Но всё равно… Не привык у нас народ за вывоз мусора платить – всю жизнь валили бесплатно, и вдруг – за деньги…
- Мы проехали у вас по селу – полным ходом идет ремонт дорог?
- Ну, от этого голова не болит — финансирование нам на ремонт дорог в этом году выделили. В Голубковском мы отремонтировали улицу Степана Устинова и улицу Молодежную. В Буньковой вчера закончили ремонт улицы Центральной – 1800 метров дорожного покрытия. В планах – ремонт дороги в Михалевой, там два километра, будем делать в конце июля – начале августа.
И начинаем устанавливать новые дорожные знаки – они уже куплены, схемы разработаны, в течение ближайших двух недель установим.
В прошлом году по федеральной программе была сделана дорога в Гаранинку – 10 километров так называемого «улучшенного покрытия». Дорога щебеночная, но сделана по новым технологиям так, что получше асфальта будет. А в самой Гаранинке – центральная улица 1200 метров асфальта…
Мы побывали и на улице Молодежной, и в Гаранинке.
Видеть отдельные обихоженные, украшенные, узорчатые дома мне приходилось и прежде, но вот целую обихоженную, украшенную, узорчатую улицу я увидел впервые. На улице Молодежной в Голубковском в каждом доме, в каждом полисаднике, в каждом наличнике — лазурь и синь… Ну, не совсем в каждом, конечно, но кажется, что в каждом!
Ну, а в Гаранинку мы «слетали», чтобы своими собственными колесами почувствовать и своими собственными глазами увидеть эти гаранинские чудеса – дорогу, ведущую в ещё недалеком прошлом обреченный лесной поселок и центральную улицу Гаранинки.
Больше всего поразили тротуары – ровные, взятые с обеих сторон в бордюры, и лишь чуток мокрые, хотя моросящий с утра дождь уже разошелся и расходился так, что пришлось включить «дворники». А над тротуарами бетонные, но не бросающиеся в глаза и почему-то кажущиеся совсем невесомыми, столбы – их силуэты напоминали человека со светильником в вытянутой руке, который вышел вас встретить и сопроводить… В Алапаевске таких улиц нет ни одной!
Но вот дома по обеим сторонам этого завидного «гаранинского проспекта» были понуры и печальны…
Что ж, может быть, эта дорога и этот проспект доплеснут все-таки со временем до Гаранинки лазури и сини с улицы Молодежной.

«Президентская» пожарная машина

И на посошок – шикарная история из жизни Голубковского, история из таких, что со временем становятся легендами. Про «президентскую» пожарную машину.
Помимо всего прочего, что есть в Голубковском, там ещё есть и областной пожарный пост. Он располагается в здании бывшей старой школы. Кстати, шесть его «бойцов» отремонтировали беспризорное здание и переоборудовали его в пожарное депо собственными силами.
Водитель Андрей Юрьевич Говорченко широко распахивает перед нами ворота.
В депо стоит сверкающий пожарный «Урал»
- Так это и есть та самая знаменитая «президентская» пожарная машина?
- Да, это она! А я – тот самый водитель, который писал во все инстанции, чтобы нам её дали!
А теперь сама история.
До 2010 года пожарная машина в Голубковском могла принять только 800 литров воды. Это ни о чем. И тогда…
Впрочем, Андрей Говорченко расскажет об этом гораздо лучше:
- …и тогда решили написать письмо Президенту России, чтобы нам дали новую пожарную машину. Написали, собрали несколько сотен подписей, отправили. Ну, не верили, конечно. Сначала переписка началась, пошли письма из Екатеринбурга, из Москвы. А потом – установили телемост из нашей администрации с Приемной Президента, и там сказали, чтобы нам в течение месяца эту машину вручили!
- И вручили?
- Конечно.
- Довольны?
- Ещё бы. Прежняя всего 800 литров воды брала, а эта 6 тонн.
- А пожары на ней реально тушили?
- Конечно. И ни один раз!

…Из Голубковского, села на берегу Ницы, где в каждом доме лазурь и синь, мы уезжаем под проливным дождем. Вспоминаю, как Загуменных сказал, что в такую погоду на селе много не заработаешь…
И мысленно желаю всем, кто не уехал отсюда, кто здесь остается — солнца.

На улице 60 лет Октября
"Гаранинский проспект"
А.Ю.Говорченко
В.Б.Устинов
А.И.Шестаков и Гордый Драйв

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

924