Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

16.04.2015 09:01 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 16.04.2015 г.

Дети и гаджеты*

Автор: Т.ХАБИБУЛОВА, снимок из домашнего альбома Д.Шульга

Случай из практики

- К нам в отделение одна мама привела шестилетнего ребенка на коррекцию. Жалобы: дома не слушается, в садике не может найти общий язык со сверстниками: либо дерется, либо не общается и сидит в сторонке. Еще одна особенность со слов мамы – ребенок часто говорит «мне скучно» или «нечего делать». В ходе собеседования выяснилось, что ребенок каждый вечер играет на планшете, пока родители заняты своими делами.
Во время занятий выяснилось также, что ребенок привносит в реальную жизнь игровые ситуации. Например: начинаем сочинять и обыгрывать с ним сказку на песке – вместо сказочных или реальных героев — монстры, овощи–убийцы и т.п. Ребенок не развивает сюжет, а описывает сценарий игры, который сводится к дракам и убийствам…

Эксперт – Дарья Шульга Досье: 9 лет стажа. Образование — высшее (Уральский государственный педагогический университет) Заведующая отделением психолого-педагогической помощи центра социальной помощи семье и детям Алапаевска. Мама двоих детей.

Комментарий эксперта

Нельзя однозначно утверждать — полезны или вредны гаджеты для детей. Однозначно можно лишь говорить об абсолютном вреде гаджета при его использовании без чувства меры, когда новомодное устройство заменяет ребенку общение, развитие, развлечение.
Не стоит полностью запрещать ребенку играть в компьютерные игры, равно как и пустить этот процесс на «самотек». Пусть ваше чадо развивается «в ногу со временем». Самое главное родителям необходимо установить рамки: выбирать те функции электронных устройств, которые пойдут на пользу ребенку, ограничивать время, проводимое за компьютерной игрой.
Замечательно, если родитель как можно больше принимает участие в той деятельности, которую выполняет ребенок с помощью гаджета, а не оставляет его надолго наедине с устройством. А то обычно бывает так: взрослый включил ребенку мультфильм в планшете или запустил игру – и сам занимается собственными делами, а ребенка в это время не видно и не слышно. Это удобно – да, но отнюдь не полезно.
Взрослые должны четко контролировать, не нарушается ли этот режим, и мягко переключать внимание ребенка на что-то другое. Нельзя разрешать ребенку играть на планшете во время еды, выполнения школьных заданий или разговора со взрослыми. Во всех этих случаях гаджеты должны быть убраны. Иначе реальное взаимодействие ребенка с другими людьми будет подменяться виртуальным. Существует уже целая проблема: дети приходят друг к другу в гости с планшетами, смартфонами – и вместо того, чтобы общаться напрямую, каждый сидит со своим устройством, через которые и происходит их взаимодействие.
Мы не можем изолировать ребенка от общества, но можем стать личным позитивным примером. Стоит только задуматься современным родителям – сколько они сами проводят времени за различными гаджетами в сутки.
Любимыми для многих детей являются "Говорящий Том" и "Говорящая кошка Анжела", игра в «ферму», выращивание разнообразных питомцев. Дети вступают в интерактивное взаимодействие с электронными питомцами: разговаривают с ними, поют им песенки, с восторгом слушают их ответное бормотание, гладят, кормят, укладывают спать, устраивают гигиенические процедуры.
Сила притягательности электронных игрушек — в кажущейся развивающей среде, в которой от ребенка необходимо, чтобы тот приложил минимум усилий (как физических, так и интеллектуальных), остальное за него сделает умная компьютерная программа с красочной графикой и спецэффектами.
Насколько это полезно для развития? Игрушка для ребенка в самом чистом виде — это предмет, с помощью которого ребенок учится познавать мир во всем его многообразии, благодаря своим органам чувств.
Из психологии известно, что игра у детей проходит несколько стадий. Все начинается с манипулятивной деятельности. Кроха знакомится с объектным миром. Он вертит игрушку, воспринимая ее всеми органами чувств: ее можно понюхать, потрясти, кинуть, попробовать на вкус, ощутить руками ее текстуру, уловить ее величину, форму, цвет, тяжесть, услышать ее звучание, и, таким образом, малыш постигает на своем опыте все ее физические параметры.
Так развивается сенсорное и моторное восприятие, память, мышление, двигательная, эмоциональная сфера и другие важнейшие психические процессы.
А теперь вопрос. Может ли электронная игрушка предложить малышу полноценное сенсорное и моторное развитие? Можно ли такую игру пощупать, осязать, почувствовать ее вес, форму в трехмерном изображении? Физически смоделировать ситуацию? Проиграть сюжет, не навязанный компьютерной программой? Перенести из своего детского опыта пережитую ранее ситуацию в игру? Воплотить свой замысел?
Увы, нет. И ребенок остается сильно ограниченным в своем познании. У кого-то плохо развита моторика, как мелкая, так и крупная, кто-то не в состоянии правильно назвать цвета предметов, кто-то с трудом собирает пирамидку, не догадываясь ориентироваться на величину колец, а кто-то не может выстроить простейшую последовательность элементов, например, геометрических фигур.
Если ваш кроха полноценно взаимодействует с реальными игрушками, ему интересно с ними и у него прослеживаются все этапы психологического развития игры — вам можно не беспокоиться. Такому ребенку планшет не будет помехой в общем развитии с учетом строго дозированного времени на компьютерную игрушку.
И не надо забывать, что чем дольше сидит ребенок за компьютером, тем больше устают его глаза. Ребенку бы в это время на свежий воздух, побегать, попрыгать. Физическая активность в детском возрасте намного полезней, чем пустое просиживание с планшетом.

Сколько ребенок может сидеть перед экраном?
(Требования Всемирной организации здравоохранения)
Младенцы и ранний возраст (0-3 года) — запрет.
Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день.
Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день.
Старший школьный возраст (11-18 лет) — 1-3 часа в день.

Физиологические последствия долгого пребывания
перед экраном телевизора или компьютера
в раннем возрасте:
• Недоразвитие корковых отделов мозга
• Нарушение зрения и зрительного восприятия
• Проблемы с крупной и мелкой моторикой
• Нарушение осанки
• Недоразвитие мышечной массы
• Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с четырех до 32 процентов)
• Синдром дефицита внимания
• Гиперактивность и агрессивность
• Несформированность границ своего "я"
• Аутизация, нарушения общения

Гаджеты и их альтернатива 

Мобильный телефон (+/-)
+ Прямая связь с родителем
+ Адаптация в современном обществе
- Негативное излучение
- Замена «живого» общения
Японцы запрещают своим детям пользоваться «мобилами»

Общение со сверстниками
В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых.

Лепка пластилином
Развитие творческих способностей, развитие речи, интеллекта, воображения, логического мышления, способности к концентрации.

Игры с песком
Позитивное влияние на эмоциональное состояние ребенка, стабилизация эмоционального самочувствия. Песок успокаивает импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощает зажатых, тревожных малышей.

Персональный компьютер (+/-)
Персональный компьютер
+ Адаптация к современному миру, концентрация на отдельных объектах, умение решать предлагаемые логические задачи развивающих программ.
- Проблемы с суставами и позвоночником.
- Зависимость от социальных сетей, игр
- Отождествление себя с управляемыми персонажами

Чтение книги
Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и говорит. Чтение учит его правильно выражать свои мысли, стимулирует на мыслительный процесс.
Чтение книги учит размышлять, анализировать, воображать, тренирует память и развивает речь.

Рисование
Рисование стимулирует развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения. Через рисование выражаются эмоции и чувства, это способствует развитию личности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

398