Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

08.05.2014 08:42 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 08.05.2014 г.

Жить музыке Чайковского всегда!

Автор: Материалы подготовила Т.ХАБИБУЛОВА, снимки Ю.Дунаева
Ульяна Мирошниченко. Выразительное прочтение Фредерика Шопена
Вы не поверите, но нынче второй фестиваль П.И. Чайковского в Алапаевске открывала чета старших Чайковских. Да, да. Именно Илья Петрович и Александра Андреевна. Именно они пригласили всех собравшихся гостей на второй этаж своего гостеприимного дома, которым стал для всех гостей городской Дворец культуры (благо дух этого здания позволяет).

В этот день они давали бальный вечер. Прием для всего города. Те, кто не смог прийти засвидетельствовать свое почтение, насладились музыкой проходя мимо Дворца культуры. На солнечном балконе, под бегущими облаками духовой оркестр детской школы искусств под управлением маэстро Сергея Дмитриевича Стяжкина дышал великолепной музыкой.
Настроение праздника создавалось радушной хозяйской рукой и с каждым входящим гостем. На входе каждому экземпляр свежих вестей "Алапаевской газеты", на двух полосах которой всё о предстоящем празднике и именитых гостях фестиваля. В просторном освещенном фойе выставка работ учащихся детской школы искусств, объединенных темой "Я музыку Чайковского рисую душой". Все располагает к отдыху и настраивает на чуть приподнятые эмоции души. Что-то будет… И обязательно прекрасное!
Так и есть! Величественный и торжественный полонез. Величавые, прямые — наши, алапаевские — красавицы в бальных платьях поднимаются на сцену навстречу своим строгим черно-белым кавалерам. Впечатляет! Вот мужчины на колено, дамы шелестят подолами вокруг танцоров.
А вот уже Александра Андреевна пишет письмо о проведенном приеме. А вот и сам Пьер звенит стихами со сцены. Маменька уговаривает сына отдохнуть, а он мучается звучащей в голове музыкой. Хотя нет, не мучается. Для него это сладкая мУка. Это рождается музыкальная гениальность. Прямо у нас, в Алапаевске…
А потом родители наперебой читают письмо уехавшего в Петербург сына. "Я помню…" — пишет Петр. "Рояль как будто постарел…" — грустит маменька об отъезде сына.
Полная густая темнота. Закружили вихрем времени цветные звезды гостей в день сегодняшний, перенес "Вальс цветов" на волнах музыки и ароматов во второй фестиваль имени того, кто только что сидел у рояля и не понимал, почему музыка не умолкает в его голове…

Открытие

Торжественные приветственные речи, поздравления — заместителя главы Сергея Араптанова, заместителя директора Свердловской филармонии по работе филиальной сети Ольги Коскевич.
И вот она! Музыка! Дети, учащиеся детской школы искусств начинают с коротенькой пьесы из детского альбома П.И.Чайковского "Новая кукла". Дарья Татаринова сама как кукла, но тем трогательнее ее тоненькие маленькие пальчики бегают по клавиатуре почтенного "Steinway". Красиво все. Музыка — несомненно. Музыканты — бесспорно. Отдельные исполнительницы особенно. Переливающийся атлас платьев "в пол". Аккуратные волосы. Изящные руки. Взгляды, отстраненные от зрителей и устремленные именно в нее, в музыку.
И никого не смущает лишь наполовину заполненный зал, отсутствие именитых гостей (ну не смогли алапаевцы оценить важность проводимого на их земле мероприятия!). Не страдает от этого сила, важность открытия фестиваля. Не передать словами насколько почетно исполнять великие музыкальные произведения, предвосхищая игру знаменитого на весь мир пианиста. Всего через пару дней клавиш нашего "Steinway" коснутся руки англичанина Фредерика Кемпфа!
Как, наверное, гордятся и наслаждаются игрой родители и педагоги юных музыкантов!
Кто-то режет тишину звуками, кто-то разбавляет невероятной красоты звуком. Музыка буквально порхает над головами, проникает в душу, ища заветные отклики затерявшейся радости от встречи с невесомой, неуловимой мелодией самого играемого в мире композитора.
И напоследок первого дня. Как возможно при таком скоплении народа сохранять нерушимую тишину? Хотя, к большому стыду и сожалению, в начале концерта чей-то нерадивый телефон напрашивался в дуэт к музыкантам. Надеюсь, что больше такого не будет. Музыка сама по себе, а телефон тихо в сумке, в кармане. Отключен или на "беззвучке".

Ну! Удивили!

Сколько людей, столько и мнений. Эта народная мудрость как нельзя точнее описывает настроение зрителей после концерта с участием детей из музыкальных школ области, играющих пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского, и артистов московского ансамбля современной музыки, исполняющих произведения-рефлексии современных композиторов.
Мнения разделились. Причем даже не пополам. Разговор состоялся во время антракта.

Детские

Наташа и Олеся:
- Нам очень понравилось! Красиво так. Было такое, что сначала не понимали, но потом так затягивало. Профессионально. С "Папой" не все понятно. То ли он очень грустный, то ли что с ним? Нам очень хочется услышать продолжение…
Влад, Михаил и Виктор:
- Прекрасно! Современно! Нам интересно что будет дальше, какие апгрейды еще сделают для песен. Правда, в "Фабрике игрушек" и в "Папе" не поняли в чем суть. Но вот "Гонки" запомнились особенно. Правдоподобно. Понятно. Реально. "Марш деревянных солдатиков" (современный) тоже очень понравился. Здорово, что взяли мотив из классики, немного переделали и добавили много новых современных штук.

Недетские

Юлия:
При встрече с С.Д.Стяжкиным: "Супер! Отлично!... Ваши!" — дружный смех.
Незнакомка:
- Не все принимается, не все понимается. С классикой все понятно, но это…
Сергей:
- Профессионалы! Нет слов! Но вот музыка… Но где мы еще это сможем услышать? Хороший опыт, пример.
Большинство взрослых просто пожимали плечами, оставляя свое мнение при себе. Да, сложно с маху разобраться.


Что это?

Современные композиторы написали короткие музыкальные произведения-рефлексии на пьесы П.И.Чайковского. Кто как видит, кто как смог выразить свои чувства к самому знаменитому фортепианному циклу.
И вот на сцене пять мужчин в черном, не считая маленьких артистов, меняющих друг друга в череде пьес. Не будем рассказывать о всех 48 музыкальных произведениях, остановимся на тех, которые взбудоражили, удивили, возмутили слушателей.
Марк Булошников "Папа". Посвящение отцу. Пианист играет по белым клавишам полностью всю гамму сверху и до конца. И это символизирует жизненный путь. Рояль, это сам отец, а все другие инструменты — близкие друзья. Паузы — этапы. Философский материал.
Юрий Акбалькан "Фабрика игрушек" (в противовес "Новой кукле"). Что мы видим? Артисты встают, кладут струнные инструменты на стол, заводят музыкальную шкатулку, в их руках какие-то мелкие непонятные предметы (шепот в зале: жуки!), которые они пристраивают на струны, пианист запускает "жука" под крыло нашего "Steinway" и уходят. Что слышим? Общий звуковой фон — шум в мастерской, пилят, снимают стружку, шлифуют. Через производственный шум прорывается музыка из шкатулки. А те самые жуки — самые простые детские механические игрушки, которые передвигаясь по струнам сами воспроизводят звук. Это надо не просто слушать, но и обязательно видеть.
Се Хёнг Ким "Гонки". Виртуальное музыкальное присутствие на "Формуле 1". Визг тормозов, переключения скоростей, крутые виражи, того и гляди выбросит на ограждения.
Евгения Кудряшова "Урок хореографии". Незримое присутствие на уроках танцев. Звонок — начало урока. Разминка. Красивое начало, закружились разучивая вальс. Сбились. Может, наступили на ногу. Разборки. Нервы. Отдышались. И по новой закружились. "А-а-а!!! Не получается, не могу, не буду!" — выдают инструменты. Но нет, встали и понеслись дальше. Звонок — конец урока. Ура!
Алексей Сюмак "Русская песня". Вот здесь почти все сошлись в одном мнении. "Русская песня? Не может быть!" Заунывная степная мелодия. Ни спеть, ни сплясать, ни развернуться. Не-а, не понять.
Шикарно артисты исполнили "Играй, гармонь" Александра Хубеева. Сначала соло на губной гармошке, потом дуэт, трио, квартет… Ну и как без пианиста? Он пятым. Вышел настоящий спор. Победила дружба.
А какой получился "Мачо" Ольги Викторовой! Мачо в пятой степени. Хулиганы? Нет. Музыканты, но… с признаками творческого хулиганства. Эх! Знают, что удивят. Рады реакции зала.
За гранью фантастики оказалась "Марсианская песенка" Николая Попова (отзвук на "Неаполитанскую песенку"). Сплав инструментов и компьютерного шума.
Все не пересказать. Надо смотреть в оба глаза и слушать в оба уха. Привычные инструменты издают странные непривычные звуки. Непривычные инструменты, например музыкальные диски, тоже издают звуки под воздействием смычка. Артисты получают удовольствие, так как (признались потом сами музыканты) зал им понравился, реакция зала — отличная, звук — потрясающий. Признаться честно, так после некоторых современных "извращений" классические пьесы казались скучнее, но бесспорно музыкальнее. Необыкновенно, оригинально, свежо. Ну, удивили!

Жить музыке Чайковского всегда!

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

252