12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

Главная / Статьи / Начало учебного года. Как помочь ребенку и себе?
28.09.2017 10:52
  • 24
  • 5

Категории:

Начало учебного года. Как помочь ребенку и себе?

Точно так же как понедельник – день тяжелый для работающего населения, так и сентябрь месяц не очень легкий для школьников и их родителей.
И это не всегда связано с нежеланием детей идти в школу, часто им труднее адаптироваться после лета к новому режиму, настроиться на учебный год и влиться в новый ритм жизни. Родители же, в свою очередь (особенно работающие мамы), испытывают двойную нагрузку – в течение рабочего дня нужно быть хорошим сотрудником, а вечером хорошей мамой.

Режим

Для начала отрегулируйте режим ребенка. Приучите своё чадо ложиться спать пораньше. В помощь можно привлечь современные средства и приложения на телефоне, чтобы ребенку было интересно и весело контролировать изменения в своем расписании. Это может быть своего рода увлекательной игрой для него. Позаботьтесь об ограничении времени для игр за компьютером, планшетом и просмотра телевизора. Отвлеките ребенка на семейные дела и поставьте его на позицию взрослого человека, попросив его не только следить за собой, но и напоминать вам о чем–либо.

Утро. Важно!

Если ребенок утром бегает по дому, собирает тетрадки, ищет носки, значит, стоит задуматься: вы, как родители, не приучили его к порядку. Секрет успешного и спокойного утра заключается в организованном вечере. Контролируйте (но не делайте за него) приготовление одежды, сбор учебников. Утром должно быть хоть что–то хорошее: вкусный завтрак, приятный будильник, улыбающиеся родители и готовая с вечера сумка.

Портфель (сумка)

Не собирайте за ребёнка его портфель! Пусть спокойно забывает ручки, тетрадки и учебники, привыкая к расписанию. Зато так ребенок быстрее приучится к ответственности. Волноваться стоит, если это   войдет в привычку.

Очень часто слышу от родителей негативные отзывы о школе. Запомните, если вы сами настроите ребенка на учебный процесс, на уважительное отношение к учителям, то тогда ребенку будет намного проще смириться с новыми жизненными правилами. Для ребёнка ходить в школу – нормальное состояние. Это каникулы – нештатная ситуация, а школа – обычное положение дел. Так что не демонизируйте учебный год и его начало! В школе на линейке, а потом в классах детям раз двадцать скажут, что начался учебный год и что вот теперь–то они должны учиться, стараться, работать и добиваться небывалых результатов. Уже к пятому повтору от таких речей сводит зубы и появляется желание выбросить тетрадки. Так не повторяйте эти напутствия хотя бы дома. Не нагнетайте истерию, особенно перед выпускниками!

Отдых

Нужен и ученикам, и родителям. Хорошо, если он совместный. Отдых необходим, чтобы компенсировать несколько часов смирного сидения за партой. А если школьник захотел после уроков поспать днём, то не мешайте, даже если школьник — это выпускник и ему нужно к репетитору. Выспится и поедет. Используйте свободное время с пользой – поговорите на интересующие ребенка темы (не обязательно о школе). Поверьте, вашего ребенка интересует не только учебный процесс! Пусть темой станут его игры, отношения со сверстниками, ну или ваши «проблемы». Пусть у вас на это уйдет 10 минут, зато это качественные 10 минут, которые позволят вам сохранить доверительные отношения.

Домашнее задание

Еще один организационный момент. Ваше отношение к «домашке» должно быть непоколебимым – делаем все! Не забываем об устных заданиях. Чтобы избежать споров и упреков, необходимо заранее обозначить время, когда ребенок будет приступать к работе. Нагрузки посильные! Особенно тревожные мамы умудряются и урок за ребенка сделать, и рисунок нарисовать, и еще бурно обсудить, «какой кошмар задают». Не делаем так никогда! Эта «медвежья услуга» обернется в будущем полным отсутствием ответственности и инициативы у ребенка.

Теперь важно обсудить эмоциональную составляющую.

Сохраняем спокойствие!

Лучше избежать комментариев, которые вызовут дополнительное напряжение у ребенка, например, «учеба только началась, а ты уже ленишься, ничего не хочешь делать», и только загонят ситуацию в тупик. Эффективнее придерживаться политики разумных поблажек и постепенного введения правил. Транслируйте сами позитивный настрой и выбирайте подбадривающие слова, в которых ребенок почувствует вашу поддержку и вдохновение на познание новой информации, получение новых впечатлений. Дайте ему время постепенно войти в учебный ритм и адаптироваться без дополнительного давления и оценок с вашей стороны.

Последовательность воспитания и согласованность действий родителей!

Это значит только одно: если ребенку что–то можно или, наоборот, нельзя – то разрешают или запрещают оба родителя. Рассмотрим на примере.

Вова знает, что мама требует выполнения домашних заданий до 19:00. И обычно она его контролирует. Но вот у мамы отчеты, и она задержалась на работе, а папа особенно не переживает, занимается чем–то своим. Нет, отец, конечно, спросил про «домашку», а Вовочка ответил, что задали мало и он все успеет, а сам за уроки так и не садится… Приходит мама…

Все происходящее дальше можно и додумать. Вот так происходят мини–конфликты, которых можно было бы избежать всем, если бы в семье соблюдалась согласованность действий. В результате ребенок усваивает, что можно обходить острые для себя углы, как ему выгодно.

Оценки. И реакция родителей на оценки.

Требования родителя и соответствие ребенка. Сначала разберитесь: вам нужен отличник или успешный в жизни человек. Если вы убеждены, что главное в школе – это «зарабатывание» пятерок, а ваш ребенок этого не может, вы собственными руками формируете у своего любимого чада невроз. Каждый раз принося домой «неугодную оценку», ученик будет ощущать, что не соответствует ожиданиям родителей. Оценка – вещь нужная. Для учеников отметки – своего рода ориентир для самооценки и обратная связь с учителем. Для педагогов – возможность систематизировать представление о каждом учащемся, отслеживать динамику развития и обучения.

Как же реагировать на отметки?

Постарайтесь с самого начала не подходить к оценкам своего школяра слишком критично. Даже если баллы оставляют желать лучшего, не драматизируйте ситуацию: «Это же первые оценки! Как ты нас разочаровал. А мы хотели устроить тебе сюрприз... Что дальше–то будет?» После такой реакции ребенку вряд ли захочется вообще что–то делать, хоть за оценки, хоть без них. Возьмите себя в руки и просто скажите что–нибудь напутственное и ободряющее. Законы психологии и опыт огромного количества людей убеждают: нет никакой связи между первыми отметками (а порой и оценками вообще) и последующими учебными, а главное – жизненными успехами человека. А вот связь между поведением родителей, их отношением к оцененным в баллах или как–то иначе успехам чада есть очевидная. Именно от вас зависит, как ребенок будет воспринимать все происходящее и каким образом потом это скажется на его дальнейшей жизни. В любом случае, чем старше ребенок, тем меньше должно быть вашего контроля.

И напоследок. Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь подходить с ними к школьным психологам (благо, сейчас в большинстве наших городских школ есть специалисты) или в наш центр социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД). Помните, все проблемы преодолимы, главное – ваше желание!

Подведем итоги. Для успешной адаптации к учебному году придется потрудиться всей семье. В первую очередь настройте режим труда и отдыха. Соблюдайте адекватный контроль за работой ребенка (не гиперопека и не попустительство). Поддерживайте эмоциональный контакт и придерживайтесь последовательности воспитания. Не оценивайте своего ребенка по его отметкам, важнее давать оценку его действиям, т.е. оцениваем и хвалим за то, что он сделал и как постарался.

Как бы ни проходил период адаптации, важно как можно чаще говорить своему ребенку, что вы его любите таким, какой он есть. Именно это хочет услышать каждый ребенок, и именно это позволяет ему преодолевать все трудности и чувствовать себя счастливым!

Автор: Дарья ШУЛЬГА, заведующая отделением психолого-педагогической помощи ЦСПСиД города Алапаевска

Вверх