12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

Главная / Статьи / Люди с большим сердцем
21.09.2017 10:40
  • 64
  • 1

Категории:

Люди с большим сердцем

И.В. Калгашкина (пед.стаж 37 лет). Настольные игры с детьми младшей группы

27 сентября – День воспитателя

Добро, доброта, доброжелательность… Как часто в обычной жизни мы встречаемся с ними? К великому сожалению, все реже и реже…

Т.В. Суслова (пед.стаж 25 лет). Музыкальное занятие с детьми подготовительной группы

Как уберечь детей от жестокости, насилия, агрессии? А очень просто: нужно, чтоб с раннего детства у ребенка перед глазами был пример порядочности и благородства. Воспитывая ребенка, нельзя лукавить и притворяться добрым, потому что он чувствует ложь и безразличие. Кто большую часть своей жизни посвящает воспитанию? Профессионалы, которые, несмотря ни на что, умеют сохранить в душе светлые чувства и делятся ими с детьми, каждый день наполняя чувствительные детские души теплом и искренней любовью. Доброта, идущая от сердца педагога, вдохновляет детей и вселяет уверенность, что мир полон прекрасного и, лишь созидая, можно сделать его лучше.

В преддверии Дня воспитателя нам хотелось бы поблагодарить всех воспитателей и помощников воспитателей за их бескорыстное внимание к детям. Это внимание не за зарплату, не за признание в обществе, оно – от сердца, и только люди с большим сердцем и любовью к детям остаются в профессии, остаются верны выбранному делу всю жизнь.

Пообщавшись с воспитателями города, мы решили написать о двух простых женщинах­педагогах, которые пользуются неоспоримым авторитетом среди коллег.

Ирина Викторовна Калгашкина

Вот мы поднимаемся по ступенькам нового детского сада №18, приоткрываем дверь в группу, а там… Малыши трех лет с увлечением слушают сказку. В голове первый вопрос: как можно удерживать внимание сразу 20 ребятишек, да еще так, чтоб они смотрели на тебя, впившись широко раскрытыми глазами… Вот сказка была прочитана и начался диалог, именно свободный диалог, дети обсуждали героев, поступки, характер персонажей. Вроде бы простая сказка «Три медведя», а воспитатель умеет так построить беседу, что все дети подключились и высказывают свое мнение. (Невольно задумываешься, а давно ли ты сам так беседовал с ребенком…) Обсудили сказку и пошли играть в настольные игры перед прогулкой. Ирина Викторовна подходит к каждому воспитаннику и предлагает поиграть в интересную игру, кому­то собрать башенку из кубиков, кому­то дорогу, кому­то робота из конструктора. Садится рядом и сама включается в игру, а когда процесс захватывает малышей, переключается на других. Многие повторяют за воспитателем, некоторые изобретают что­то свое, главное – педагогу удается заинтересовать всех. Пока дети играли и затем с няней одевались на прогулку, нам удалось немного побеседовать, хотя и так из общения Ирины Викторовны с детьми нам многое стало ясно. Чувствовалась и ее любовь к детям, и умение передавать художественное слово, и умение выстраивать занятие по канонам педагогики и психологии… – в общем, профессионализм.

Ирина Викторовна сама мама двух девочек. И обе ее дочери, видя, как умело мама обращается с детьми, пошли по ее стопам, выбрав педагогические специальности. За плечами у Ирины Викторовны более десяти выпусков, и каждого воспитанника она помнит. На вопрос, что спасает ее от профессионального выгорания за столько лет педагогического труда, воспитатель легко отвечает:

– Любовь к детям, искренняя любовь к профессии, наглядный результат. Когда ты с душой к детям, тогда и они к тебе с душой. Будешь отдавать добро, и они научатся с добром смотреть в будущее, будут любить окружающих детей, родителей. И то, что мы закладываем в них сейчас, прорастёт в будущем. У них будет тот стержень веры в победу добра, который даст им силы не сломаться во взрослой жизни. К каждому ребенку нужен свой подход, постоянно учишься, ищешь новые воспитательные методы. Все дети разные, но видишь, как они растут на глазах, и растешь вместе с ними… Воспитателю надо верить в ребенка чуточку больше, чем это обыкновенно бывает, и тогда он раскроется и постарается показать свои лучшие качества и черты характера. Дети ждут от нас поддержки, тепла, понимания, а не внушения, осуждения и чрезмерной опеки.

Все хочу сказать свой жизненный девиз: «Не упускайте возможность делать добро!». Пусть ростки добра пробиваются сквозь безразличие окружающего мира, а мы просто обязаны бережно лелеять эти первые всходы в детских сердцах.

О том, что Ирина Викторовна воспитатель с большой буквы, говорят и достижения ее воспитанников. Ребенок всегда будет успешен, если рядом мудрый наставник, если ему комфортно, он чувствует заботу и понимание. Ирина Викторовна с детьми ведет краеведческую работу, проводит экскурсии выходного дня, всесторонне развивает детей, и это приносит свои плоды. Так, ее дети стали победителями конкурса «Эко­колобок» и «Знайки» в 2017 году, являются дипломантами и призерами всероссийских конкурсов. Деятельность Ирины Викторовны оценена по заслугам, она специалист высшей категории. В 2009 году она выиграла городской конкурс «Воспитатель года», заняла первое место, защитив проект «Я люблю Россию», являлась участником Всероссийского конкурса «Воспитатель года», также неоднократно возглавляла аттестационную комиссию в Алапаевске. Сама Ирина Викторовна не любит говорить о своих достижениях, для нее главная награда, что все ее воспитанники выросли порядочными людьми, и это значит, ее труд не напрасен.

Еще Ирина Викторовна выразила большую благодарность своим коллегам за поддержку:

– Работать с единомышленниками одно удовольствие. Без моих коллег я бы не была такой. Мы живем одной дружной семьей, где каждый может выручить, дать совет. Спасибо и родителям воспитанников, что всегда идут на контакт.

Татьяна Васильевна Суслова

Татьяну Васильевну, воспитателя детского сада №30, мы застали за необычным занятием и сначала приняли ее за музыкального работника. Понятно, когда воспитатель что­то клеит, рисует, готовит поделочный материал для занятий, даже принимает различные образы для детского утренника, но когда сам поет и пляшет вместе с детьми, разучивая новый танец, это поражает. Чтобы быть детям интересным, чтобы вести за собой и во всем быть примером, воспитателю приходится раскрывать в себе новые и новые таланты. В чем мы убедились, познакомившись с Татьяной Васильевной. Оказалось, музыкальный работник на больничном, а на носу праздник Осени. Татьяна Васильевна взяла мероприятие в свои руки и готовит детей к празднику.

– Это пустяки, – говорит Татьяна Васильевна, – постоянно приходится чему­то новому учиться, учишься сам и учишь этому детей. Чтобы заинтересовать современных детей, нужно идти в ногу со временем, быть им и другом, и наставником. Стараешься осваивать новые технологии, методы, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в заполненном обилием информации мире. Не всегда эта информация положительная, нужная, вот и закладываешь фундамент, чтоб дети были устойчивы к различным негативным влияниям. Учишь логически мыслить, решать головоломки, развиваешь быстроту мышления и образное воображение. Дома дети зачастую испытывают дефицит общения, молодые родители часто заменяют живое общение различными гаджетами и технологичными игрушками. В садике же мы стараемся все новые технологии использовать во благо малышам. Сами становимся мультипликаторами, создавая мультфильм на компьютере, решаем алгоритмы, создаем презентации. И все это вместе с детьми, привлекаем и родителей к совместной работе. Радует, когда родители откликаются на просьбу.

Татьяна Васильевна с удовольствием рассказала об успехах детей. Ее воспитанники стали финалистами конкурса «Знайки», призерами фестиваля «Формула успеха», победителями конкурса «Ручейки добра». Призерами и дипломантами всероссийских конкурсов. Дети ее группы радуют не только свою воспитательницу, но и весь коллектив, готовя подарки к праздникам и ставя творческие номера. Не зря Татьяна Васильевна имеет высшую квалификационную категорию  и является членом аттестационной комиссии. Такой воспитатель способен найти подход к каждому ребенку, но, даже не смотря на свой большой педагогический опыт, как и любой человек, встречается с трудностями:

– Многие дети отличаются гиперактивностью, причины разные, есть психологические, но в основном, это желание ребенка привлечь к себе внимание, как­то выделиться. Стараешься каждому уделить внимание, понять причины агрессии, – делится секретами воспитания Татьяна Васильевна. – Чувствуешь, чего не хватает ребенку, то и даешь. Есть недоласканные дети – с ними разговариваешь мягко и с нежностью. Есть гиперопекаемые, с ними построже, чтоб чувствовали, что любой поступок будет оценен по заслугам, по справедливости, что в жизни порой придется решать трудные задачи, но если будешь поступать честно и самостоятельно, будешь вознагражден. Ведешь ежедневную работу, подбираешь методики и через некоторое время видишь, как меняется малыш, прячет свои «колючки» и слушает, соблюдает правила поведения в группе и к сверстникам относится с уважением. Перемены не происходят быстро, порой воспитательный процесс занимает не один год. Но к выпуску из садика я горжусь всеми своими воспитанниками, я их люблю, мне больно расставаться с ними, переживаю, как сложится их жизнь в дальнейшем, к какому учителю попадут, какие люди будут окружать их в будущем.

Для меня важно, чтобы мои воспитанники выросли ответственными, самостоятельными, умели слышать и слушать, любили родных и окружающий мир. И для этого воспитатель сам должен обладать этими качествами, нести добро в этот мир. Этому учила меня моя мама Вера Александровна Клевакина, воспитатель с большим стажем, своим жизненным примером показавшая мне, что нет лучшей профессии на земле, чем сеять в детях добро и любовь к прекрасному. Не помню, чьи это стихи, но для меня они основополагающие:

Детиэто чудо света.

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Автор: Надежда БОРИСИХИНА. Снимки Юрия Дунаева

Вверх