Меню
12+

«Алапаевская газета». Еженедельник для города и района

26.01.2017 09:10 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 26.01.2017 г.

Играй, гармонь!

Автор: С. НИКОНОВА Снимки Ю. Дунаева

Знаете ли вы, что у класса гармонистов Алапаевской детской школы искусств им. П.И. Чайковского скоро юбилей? Это самый молодой класс обучения в школе и единственный во всей Свердловской области. Да и в России музыкальных школ, где бы велось обучение игре на гармони, – по пальцам пересчитать. А с недавнего момента обучение искусству игры на гармони ведется в некоторых из них по программе преподавателя Алапаевской ДШИ заслуженного работника РФ Александра Тимофеевича Данилова.

Хорошая конкуренция

Из каждого класса в школе искусств доносится музыка, но только у одного из них нет-нет да задерживаются, прислушиваются. Вот, опять. Мальчишки переглядываются: «Здесь гармошка играет!» – объясняют.
– Новый инструмент изучаю, подарок наш, – объясняет нам Александр Тимофеевич. – Хорошая механика! Легкая! Отличный инструмент!
– Александр Тимофеевич, а почему все-таки гармонь? Вы впервые открыли класс гармони? Как все начиналось?
– Все началось 15 лет назад с, так сказать, здоровой хорошей конкуренции… Да, да! Шел набор в школу. И ко мне на класс баяна начали приводить семилетних детей. Сами понимаете, дети еще маленькие для такого инструмента, как баян. А что делать? Отпустить их, а вдруг они перейдут на класс духовых инструментов или еще на какой-нибудь инструмент. А дети-то с отличными музыкальными данными. Не хотелось их терять. И тут пришла мысль, а почему бы не попробовать учить их на гармонике? Как раз тогда Надеждой Геннадьевной Сваловой мне был куплен первый инструмент – гармонь. Так произошел первый набор…
Тогда же и был набран первый класс гармонистов. Это как раз и были ребята первого ансамбля «Суматоха». Потом появился ансамбль «Рассыпуха», а совсем скоро появится еще один – «Барабушки». Новые ребята – новый ансамбль. Я всегда меняю название. Ребята выпускаются, и пусть их ансамбль с ними остается. Это их достижения, их труд. Почему «Барабушки»? От фольклорного слова «бараба», что означает «частушка».


Учить на гармони по-алапаевски!

Большую помощь в становлении класса репертуаром, методическими рекомендациями оказал заслуженный деятель искусств РФ Евгений Петрович Дербенко – основатель профессионального обучения на гармони (от школы – до ВУЗа). Им создан профессиональный репертуар для гармони. Этот педагог воспитал целую плеяду высокопрофессиональных гармонистов. Именно он натолкнул А.Т. Данилова на мысль создать программу для учащихся ДМШ и ДШИ, учитывая неподдельный интерес к народному инструменту и необходимость сохранения народных традиций.
Учебная авторская программа для гармоники-хромки, созданная А.Т. Даниловым в 2009 году и сертифицированная областным методическим центром по художественному образованию, успешно реализуется в Алапаевской детской школе искусств имени П.И. Чайковского и пользуется спросом у преподавателей не только нашей области, но и других регионов страны.
За создание и реализацию данной учебной     программы в 2009 году Александр Тимофеевич Данилов стал лауреатом Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» в номинации «Лучший преподаватель детской школы искусств РФ»  и получил премию из рук самого министра культуры Российской Федерации.


Семь лауреатов-международников!

– Гармонь мне очень нравится, – говорит Александр Тимофеевич. – Хотя многие музыканты несколько свысока смотрят на этот инструмент. А зря… Это же русский народный инструмент! Душа поет от его звучания! К примеру, одно и то же произведение играешь на баяне и играешь на гармони, и звук совсем другой, воспринимается по-другому. По обертонам музыкальным гармонь звучит шире, богаче!
– А в Новосибирске португальцы, испанцы, французы играли тоже на наших русских гармонях?
– Нет, что вы, на своих национальных инструментах. У них тоже есть свои гармони итальянского, немецкого строя и так далее. Это абсолютно разные инструменты. Но к нашей гармони иностранцы относятся очень хорошо. Вы знаете, ведь существует более 200 видов гармоники. И все они по-разному звучат, все разной технологии исполнения. Дайте мне венскую гармонь или даже саратовскую, я сразу не сыграю, мне надо посидеть, изучить ее, попробовать. У нас в школе идет обучение на гармони-хромке. Кстати, наш класс обучения игре на гармони – единственный в Свердловской области.  Но уже открываются такие классы в музыкальных училищах и даже в консерваториях. Например, в Академии музыки имени Гнесиных в Москве. Гармонь начинает завоевывать мир! Это здорово!
– А сколько за 15 лет обучения у вас было выпускников?
– Всего 12 и сейчас уже 7-ой международный лауреат – Дмитрий Брусницын.
– И впервые победа дуэта гармони и кларнета?
– Да, впервые. Сначала, как обычно, появилась идея. Мы с сыном Виталием, он у меня играет на духовых инструментах – кларнете, саксофоне – попробовали несколько произведений. И получилось неплохо! Очень удивились такому составу дуэта и на  конкурсе: «Живо! Интересно! Необычно!» В итоге – Диплом I  степени и приглашение на финал фестиваля-конкурса во Францию в апреле.
А 15 апреля у нас еще и юбилей народного отделения школы искусств: 80 лет классу домристов, 70 лет классу баяна и нам – классу гармонистов – 15 лет.


Широкая душа гармониста

Тесная творческая дружба связывает учащихся класса Александра Тимофеевича Данилова с одним из лучших оркестров России – «Баянисты Екатеринбурга» и его руководителем заслуженным работником культуры РФ Леонидом Зиновьевичем Болковским. Успешно существует проект совместных концертов «Виват, гармоника!» на сценах екатеринбургского Дворца молодежи и алапаевского Дворца культуры. Всего совместных концертов пока было шесть, но и эта концертная деятельность имеет свое продолжение. Сегодня выпускник класса Дмитрий Овчинников является солистом-гармонистом оркестра «Баянисты Екатеринбурга».
С 2005 года учащиеся класса гармоники начали активную концертную деятельность. За 10 лет конкурсной деятельности гармонисты Александра Тимофеевича Данилова, конечно, вместе со своим учителем принимали участие и показывали достойные результаты на профессиональных конкурсах баянистов-аккордионистов-гармонистов различных уровней (от областных до международных) в городах: Рязань, Орел, Ржев, Курган, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Тагил, Новосибирск.
В 2015 году ансамбль «Рассыпуха» представлял Уральский регион на Первом Всероссийском фестивале-конкурсе «Символ национальной культуры. Русская гармонь», организованном Академией музыки имени Гнесиных в г. Москве, где стал лауреатом и участвовал в гала-концерте в концертном зале Академии.
На 13 Международном Маланинском  фестивале-конкурсе, проходившем в январе 2015 года в Новосибирске, этот же ансамбль помимо конкурсной программы, где стал лауреатом, совместно с гармонистами «золотой десятки» России участвовал в восьми концертах по Новосибирской области.
– А есть ли у вас мечта?
– Мечта? Есть, конечно, и не одна! Хочется, например, попробовать в дуете гармонь с саксофоном. А еще мечтаю пригласить самых выдающихся гармонистов, известных в России и мире, на какой-нибудь фестиваль в Алапаевск. Хочется, чтобы все услышали этот удивительный инструмент, насладились им, чтобы полюбили гармонь так, как мы с учениками ее любим. Как откроешь меха, как польется звук – душа поет! Широкая душа русского народа! И о таком фестивале стоит подумать…
И тут Александр Тимофеевич подошел к гармони, взял в руки новую подаренную гармонь и заиграл… И полились звуки сочные, глубокие, то певучие, то веселые… Играй, гармонь! Ты в руках мастера с широкой русской душой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

221